Гергиев дирижирует в Анси.
Фото Сергея Киврина и Андрея Голованова
Последняя неделя августа во французском Анси – альпийском городе, что недалеко от швейцарской границы, посвящена классике. В замках и церквах, концертном зале с чудным видом на озеро проходит музыкальный фестиваль.
Бирюзовую гладь озера (говорят, самого чистого не то во Франции, не то в Европе) рассекают паруса небольших яхт, за ними – лодочки поменьше, а там – точки катамаранов: водный транспорт – любимое развлечение туристов в Анси. Впрочем, туристы – те же французы, которые пытаются поймать последние выходные лета. Рестораны, что тесно ютятся в узких переулочках и вдоль каналов, кажется, не страдают от конкуренции – субботним вечером трудно найти свободный столик. Сюда едут даже из Женевы – и добавляют снисходительно: а что у нас смотреть? А здесь сама видишь, как красиво. В общем, глядя на стройные крыши домов (а между ними – просветы бурного воскресного веселья, с музыкой) и шпили церквей с высокой площадки старинного замка, вижу.
В замке проходит концерт Фестиваля классической музыки. Он проходит здесь во второй раз, и его артистический директор – Денис Мацуев. На вопрос, как так получилось, Денис отвечает: за пять минут не расскажешь. Но в общих чертах – идея возникла несколько лет назад после его концерта здесь. Был хороший прием, к тому же недалеко живут друзья, пошел разговор «А почему бы не?..» В общем, все сошлось.
Программа фестиваля скроена по-европейски: в выходные по два концерта, в семь и девять, нетривиальные программы, нестандартные форматы. Вчера на концерте камерной музыки «Денис Мацуев и друзья», обещавшем традиционный список друзей (Сергей Крылов, Борис Бровцын, Юлия Дейнека, Александр Бузлов), выступила 10-летняя пианистка из Южной Кореи. Думаю, ее имя нужно запомнить: Джу-Хим Ли. В программке было написано, что в 9 лет она с концертом Кабалевского заменила заболевшего скрипача Леонида Кавакоса – на деле оказалось правдой. Конечно, Кавакос должен был играть не Кабалевского, а что-то другое, но Гергиев (а это был концерт в Мариинке) решил пригласить чудо-ребенка. На одном дыхании пролетела виртуознейшая токката молодого французского композитора Кароля Беффы, затем – еще не освоившая правила игры маленькая артистка – плюхнулась за рояль и сыграла на бис. Кто-то видел ее ноты – они сплошь разрисованы педагогом, обозначено все – вплоть до последнего эффектного взмаха руки. Что ж, если музыкальность можно просчитать (а проблемы виртуозности азиаты уже щелкают как орешки), может, в этом феноменальный подъем корейской школы, заметный уже невооруженным глазом (достаточно взглянуть на результаты Конкурса имени Чайковского)?
А на днях запланирована фортепианная ночь. Четыре пианиста: Хатия Буниатишвили из Грузии, австрияк Игнольф Вундер (многие до сих пор не могут забыть его Моцарта на позапрошлом, 13-м Конкурсе имени Чайковского и не могут простить жюри, что пианиста с говорящей фамилией не пропустили во второй тур), Хьо Джо Ли из Кореи и японка Котаро Фукума – начнут в половину восьмого и закончат за полночь. Правда, с перерывом на ужин – чтобы у слушателей была разрядка, ибо программы у каждого будь здоров: Мефисто-вальс Листа, его соната, этюды, крупные сочинения Шопена, транскрипции и все в таком же духе, передышка и правда понадобится.
Впрочем, европейский фестивальный стиль приправлен русским размахом: на открытии – Гергиев (в день концерта на город вдруг обрушился град, но никто не подумал сдать билет – в зале яблоку негде было упасть), на закрытии – Темирканов. Музыканты с публикой не заигрывают и на легкие программы не размениваются, даже в девять вечера. Элегическое трио Рахманинова, затем трагическое Второе трио Шостаковича, а во втором отделении (после юной пианистки) – ранний, написанный еще в романтических традициях квинтет Бартока, с бесконечным финалом и громогласной овацией – не потому что сочинение наконец закончилось, разумеется (хотя эта серия каденций, конечно, бурно обсуждалась после концерта), а в знак благодарности за по-настоящему вдохновенное исполнение, за труд (занимались денно и нощно, даже в отеле), за выдержку, за талант.
Анси