Что день грядущий готовит Марку Горенштейну?
Фото ИТАР-ТАСС
Коллектив Государственного академического симфонического оркестра им. Евгения Светланова не желает работать под руководством своего худрука и главного дирижера Марка Горенштейна. С соответствующим письмом музыканты обратились в Министерство культуры.
Чего-то подобного стоило ожидать, тем более был формальный повод – а именно публичный скандал на конкурсе им. Чайковского, когда несдержанность дирижера потеряла локальный характер и стала достоянием мировой общественности. «Шестьдесят оркестрантов подписали обращение к министру, остальным это письмо было подписывать запрещено, так как эти люди только что прошли конкурс и еще не работали с Марком Борисовичем; небольшая группа воздержалась», – говорит собеседник «НГ». Имя свое он просит не называть. На вопрос «почему?» (дело ведь уже публичное) отвечает, что определенная доля страха перед худруком все-таки присутствует. «Мы не заговорщики и не террористы, – говорит музыкант. – Мы хотим только одного: работать в спокойной обстановке, а это невозможно». «Хамское обращение по отношению к артистам оркестра со стороны художественного руководителя, недопустимое ни в какой форме, особенно в главном оркестре страны, превратилось в норму», – написано в письме в Минкульт. На вопрос, готов ли оркестр репетировать и выступать с главным дирижером, пока письмо рассматривается в министерстве, собеседник «НГ» отвечает, что коллектив готов идти на забастовку.
На ближайшем концерте (30 августа) оркестр выступит со своим вторым дирижером Александром Слуцким, поскольку Марк Горенштейн находится на больничном. По словам пресс-атташе Министерства культуры Натальи Уваровой, Министерство культуры следит за ситуацией в оркестре: замминистра культуры Павел Хорошилов встречался с членами худсовета (по просьбе самих музыкантов), с мнением одной стороны в министерстве знакомы; когда больничный лист Марка Горенштейна будет закрыт, нужно выслушать и его, чтобы иметь полное представление о том, почему сложилась критическая ситуация.
Ни для кого не новость, что моральный климат в Госоркестре оставляет желать лучшего. Об этом говорит хотя бы сумасшедшая текучка: за последние несколько лет уволилось 280 музыкантов, а только за прошедший сезон – более 60 человек. Самый большой «отток» состоялся накануне гастролей в Японию, куда многие просто побоялись ехать из-за угрозы радиоактивного заражения, и вынуждены были уволиться. Были ситуации, выходящие за границы разумного. Один из случаев: Марк Борисович накричал на беременную женщину за то, что она нелюбезно поздоровалась, оскорбил ее и выгнал с репетиции, после чего она три месяца лежала на сохранении. «Поймите, – говорит музыкант ГАСО, – это офисные сотрудники видят генерального директора фирмы раз в месяц, а то и реже. А мы каждый день смотрим в его глаза, и если между нами нет доверия, это не может не сказываться на творческих результатах, музыканты – это не машины по извлечению звуков».
Директор оркестра Виталий Катков не комментирует ситуацию с письмом. «Факты говорят сами за себя: оркестр работает, репетиции идут. Наши концерты и гастроли проходят при полном аншлаге», – говорит он. На вопрос, обращался ли коллектив оркестра к нему как к руководителю с просьбой попытаться разрешить ситуацию, отвечает отрицательно: «Официального обращения ко мне не было».
Любые неугодные худруку музыканты тотчас же попадали под прессинг, не выдерживали унижений и уходили. На вопрос, почему никто не попытался подать в суд за моральное оскорбление или не попытался попросить директора оркестра хоть как-то урезонить дирижера, собеседник «НГ» отвечает, что в первом случае инициаторы попали бы под штрафные санкции – например, остались бы без зарплаты, такое в коллективе практикуется. Во втором – их бы никто не услышал: директор не самостоятельная фигура, говорит музыкант ГАСО. Заметим, что на зарплату оркестранты не жулуются: «В этом отношении Горенштейн абсолютно честный человек, здесь претензий к нему никаких».
Конфликт в ГАСО продолжает линию театральных скандалов, когда по инициативе коллектива были скинуты со своих постов худруки. Одна из причин кроется в том, что система управления кадрами в культуре окончательно перестала работать. Об этом специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству и бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой сказал в интервью Интерфаксу. Он уверен, что при каждом творческом коллективе должны работать наблюдательные советы, которые предотвращали возникновение подобных ситуаций или же урегулировали конфликты.
Стоит отметить, что в среде музыкальных коллективов такой громкий скандал случается уже во второй раз, причем вновь в ГАСО. Десять с лишним лет назад по инициативе музыкантов был снят с должности Евгений Светланов. Никакой пользы это увольнение не принесло – ни инициаторам конфликта, которые постепенно ушли из оркестра, ни самому коллективу. Авторитет в Европе, Америке, Японии после этого инцидента восстанавливался очень долго. Если тогда Светланову предъявлялись претензии в том, что он не уделяет времени оркестру, то, как говорит собеседник «НГ», сейчас ситуация обратная: Марк Горенштейн практически не допускает к коллективу других дирижеров, что тоже не самый лучший метод творческого управления.
Музыканты не задумываются о том, какую славу составит оркестру этот «вынос сора из избы». Очевидно, они убеждены, что замена Горенштейну – в случае, если министр культуры удовлетворит их просьбу, найдется быстро. Только вот согласятся ли потенциальные кандидаты встать во главе коллектива, который сверг уже двух худруков, даже при том, что за пультами – первоклассные музыканты? И не опасаются ли те, кто подписался под письмом, что первым делом новый худрук избавится от них, как в свое время Марк Горенштейн очистил ряды от противников Светланова?