Новоиспеченный лауреат на заключительном концерте.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Оперный фестиваль PromFest собрал в небольшом эстонском городке Пярну певцов со всего мира: вслед за премьерой оперы Верди «Аттила» здесь прошел Конкурс молодых певцов имени Клаудии Таэв.
Идешь по красивым – сплошь малоэтажным улочкам Пярну и попадаешь в густой парк, оттуда – на роскошный пляж из белого песка. Вдыхаешь ароматный балтийский воздух, садишься на скамеечку, поставленную под углом, чтобы всегда встречать солнечные лучи┘ Углубляешься в глубь города и видишь стеклянное здание новой библиотеки, концертный зал с органом, он тоже недавно построен. Культурная жизнь в этом городке на несколько тысяч жителей, оказывается, не спит. И у меня был шанс в этом убедиться.
Один раз в два года в городском театре Пярну «Эндла» идет опера – полноценная постановка, с декорациями, оркестром и хорошими солистами. Этим событием горожане обязаны международному оперному фестивалю PromFest. Раз в два года в его рамках проводится интернациональный Конкурс молодых оперных певцов имени Клаудии Таэв – известного в Эстонии вокального педагога. К первой премии прилагается контракт на участие в оперной постановке в главной партии. А название предлагает сам лауреат. Явление практически беспрецедентное: по сути, на солиста ставят спектакль – таким не каждая примадонна похвастается, директора театров ставят в основном «на кассу». А в Пярну уже прошли «Кармен» и «Риголетто» – это как раз из кассовых, а также, например, «Демон» и «Таис» – оперы замечательные, но не входящие в верхние строчки топ-листа у публики. Кстати, Таис пела хорошо известная в Москве Вероника Джиоева. На мой вопрос, почему право на участие было отдано серебряной медалистке, дирижер и худрук фестиваля Эрки Пехк отвечает: «Кореец, занявший первое место, так быстро пошел вверх, что получает партии чуть ли не в Ла Скала, «дублирует» Роберто Аланью. В общем, можешь себе представить уровень его гонораров, мы их просто не потянули. Но спектакль с Вероникой отличный вышел!»
В небольшом зале собирается публика, чтобы посмотреть запись «Риголетто» – это первая постановка, которая прошла в рамках фестиваля. Другая наша соотечественница – сопрано Анна Самуил, сегодня солистка Берлинской Штаатсопер, – получила на Конкурсе имени Клаудии Таэв одно из первых своих лауреатских званий. Бюджет постановки тогда составил что-то около 500 евро; замок, церковь и улицу условно обозначили стильными кадками с деревьями, а костюмы подобрали из тех, что задействованы в текущем драматическом репертуаре. Но успех все равно был сногсшибательным. А солистка оказалась до того требовательной, что потом прилетела на один день, чтобы заново записать всего лишь одну ноту.
Постановка этого года делается, конечно, не из подручных средств. 23-летний белорусский бас Анатолий Сивко выбрал партию Аттилы в одноименной опере Верди. Режиссер Юллар Сааремяэ, художник Мадис Нурмс и хореограф Олег Титов придумали красочное действо, словно созданное самым пылким детским воображением. В особенности отличился художник – его фантазии позавидуешь: так и стоит перед глазами Папа Римский в мантии из разноцветных перчаток и воротнике из надувных шариков или сам Аттила с полуобнаженным торсом и в меховых штанах с кожаными ремнями. Кстати, в роли призрачного Понтифика – знаменитый эстонский бас Мати Палм. На обратном пути – артист любезно предложил подвезти меня до Таллина – он рассказал, что в свое время (30 с лишним лет назад) он был первым исполнителем Аттилы в СССР. Эту партию он учил во время стажировки в Ла Скала – счастливчики получали такую возможность в советское время – и по приезде в Таллин предложил поставить вердиевскую оперу. А теперь задает своего рода планку качества в пярнуской постановке. Стоит заметить, что остальные эту планку выдерживают – состав приглашенных солистов на самом деле сильный. Это и голосистая Сандра Янусайте из Литвы, и наш известный баритон Владислав Сулимский, и, конечно, сам Анатолий Сивко, довольно складный бас, в меру подвижный и способный к хорошему легато. Солистам вторят оркестр и хор из Каунасского государственного музыкального театра – и дирижер Эрки Пехк. Каунас с этого сезона берет эту оперу в постоянный репертуар, а до тех пор она несколько раз прошла в Пярну, Тарту и на знаменитом таллинском фестивале «Биргитта». Вот такое «безотходное» и очень грамотно организованное «производство». А после премьеры там же, в Пярну, вокалисты со всего мира (даже из таких далеких, как Аргентина) состязались за первенство в Конкурсе имени Клаудии Таэв. Правда, в этот раз первую премию жюри не присудило – баритон Андрей Савченко получил вторую премию, но право выбора оперы за ним. Посмотрим, чем удивит PromFest жителей Пярну через два года.
Пярну–Москва