0
3119
Газета Культура Интернет-версия

18.08.2011 00:00:00

Екатерина Мечетина: "Когда про меня говорят "Мацуев в юбке" – это не обидно"

Тэги: концерт, москва


концерт, москва Играть в Большом зале консерватории – мечта любого пианиста.
Фото с сайта www.mechetina.com

Солистка Московской филармонии Екатерина МЕЧЕТИНА стала одним из трех лауреатов премии президента России для молодых деятелей культуры. Корреспондент «НГ» Марина ГАЙКОВИЧ встретилась с пианисткой и узнала о том, как происходило награждение, о планах на ближайшее будущее, и о мечтах.

– Всегда интересно, как номинанты узнают о своей награде – насколько это бывает неожиданно, как проходит церемония. Как это в вашем случае произошло?

– Это было очень неожиданно, даже молниеносно. Как я потом поняла, кандидатуры на этот грант выдвигают члены президентского совета по культуре. Буквально дней за десять до вручения мне в неофициальном порядке сказал об этом Денис Мацуев, а спустя пару дней мне позвонили из администрации.

Церемония проходила в Кремле, в Екатерининском зале, все было очень торжественно, почти как вручение госпремии. У нас даже была репетиция, нам показали, как проходить по дорожке, в какой момент подходить к президенту и произносить речь. Конечно, это было волнительно, во всех смыслах – все-таки впервые мне вручают премию на таком высоком уровне. Я очень тщательно готовила свою речь, на совесть. Было очень радостно.

– С президентом удалось пообщаться?

– Да, немного. Он к нам подошел после церемонии, мы все были с бокалами шампанского, пообщались в неформальной обстановке, было очень приятно, человечно и душевно.

– Совсем скоро после вручения этой премии появилась новость о том, что вы стали членом совета по культуре и искусству при президенте РФ.

– Да. И это тоже было абсолютной неожиданностью, но я подозреваю, что одно с другим связано. Мне за некоторое время до этого позвонил Юрий Константинович Лаптев и спросил моего принципиального согласия. Я в тот момент не осознала, что это всерьез. А потом действительно вышел указ, и у меня практически коленки подкосились – два таких события подряд!

– Вы представляете, чем занимается совет и с какими планами и идеями вы туда пойдете?

– Немного. Знаю, что на вышеупомянутые молодежные премии и госпремии как раз выдвигают члены совета. Если на примете есть достойные люди – необязательно известные, но перспективные, меня попросили о них рассказать. На заседаниях обсуждаются насущные проблемы в сфере культуры. Туда можно приходить со своими идеями, мне это импонирует. Летом есть время собраться с мыслями.

– Какие интересные гастроли вам предстоят?

– Этот сезон пока что ориентирован на Россию. Начинается все с фестиваля Дениса Мацуева в Иркутске – «Звезды на Байкале». Я выступаю в двух ипостасях – буду играть и вести концерты.

– О, интересно.

– Это уже не первый опыт. Денис как-то позвонил и сказал: «Будешь вместо Бэлзы». Ну, надо так надо. А что касается Москвы, то ключевая точка первой половины сезона – сольный концерт в Зале имени Чайковского. Впервые филармония предложила мне такую возможность, так что предстоит большая подготовка.

– Что будете играть?

– В первом отделении – Шумана, во втором – транскрипции: «Петрушка» Стравинского и сюита из «Щелкунчика» в обработке Плетнева. Мы продумывали программу вместе с концертным директором, чтобы она была интересна с профессиональной точки зрения, но и привлекательна для широкой публики, все-таки зал надо наполнять.

– Вы играете современную музыку, можно сказать, что вы – записной пианист Родиона Щедрина.

– Это да! Я играла множество российских и мировых премьер его музыки.

– А что вы сейчас учите?

– Осенью я сыграю юношеское сочинение Алексея Рыбникова, его Первую сонату. Он ее написал еще в студенческие или аспирантские годы и, конечно, экспериментировал – соната написана в серийной технике. Он быстро от этой техники отошел, но сочинение осталось, и композитор захотел его возродить. Я сыграю эту его сонату на концерте в консерватории, а потом мы, может быть, запишем ее на диск.

– Подходы к разучиванию и исполнению современной музыки и традиционного репертуара различаются?

– Может быть, не кардинально, не на сто процентов, но все-таки разные. Работая с Щедриным, я поняла, что композитору хочется услышать идеально верный нотный текст. В случае с более старой музыкой мы лишены такой возможности. С одной стороны, это добавляет исполнителю свободы, но с другой – ответственности. Ведь позвонить автору уже не получится, поэтому просто необходимо много читать, изучать историю музыки, историю исполнительского искусства, в общем, все то, чему нас учат в консерватории. Что особенно приятно в случае с новой музыкой, это приоритет быть первым исполнителем, ведь традиции еще нет, и ты создаешь ее сам.

– Есть или, может быть, были в юношестве музыканты, на которых бы вы хотели ориентироваться?

– Конечно, особенно в молодые годы. Щедрин – один из них. Здесь можно и Майю Михайловну упомянуть, она хоть и не музыкант, но тоже была для меня своего рода кумиром. Чуть раньше я с большим удовольствием познакомилась со Спиваковым, он мне очень помог в студенческие годы, поверил в меня – и я в себя поверила. Много теплых воспоминаний связано с Ростроповичем, стажировка в Париже, например. Этими людьми я восхищалась. А сейчас они из кумиров превратились в старших коллег.

– Камерную музыку играете?

– Обожаю. Чаще всего это происходит на фестивалях, на «Крещендо», например. Когда я только начинала сотрудничать с Московской филармонией – сейчас начинается пятый год моего эксклюзивного контракта, – у нас возникло трио «эксклюзивных филармонических солистов», моими партнерами были скрипач Никита Борисоглебский и виолончелист Сергей Антонов. Они, к сожалению, сейчас не живут в Москве. Я люблю камерную музыку, она для меня что-то вроде музыкального отдыха. Большую долю свободы и удовольствия я чувствую именно в камерном музицировании.

– Это значит, что можно меньше заниматься?

– Даже и так. Хотя все должно быть воплощено идеально, не должно быть никакой халтуры, но все равно репетиции приносят удовольствие.

– У вас эксклюзивный контракт с Московской филармонией, это значит, что у вас много гастролей по России. Какая она, Россия, глазами пианиста?

– Да вот буквально из последнего. Не так далеко от Москвы, город Смоленск – рояль в очень плохом состоянии. А прилетаешь в Петропавловск-Камчатский, а там в музыкальном училище стоит новый «Стейнвей». Страна контрастов, ничего нового. А еще очень приятно, когда после концерта подходят слушатели, благодарят, говорят, что они впервые слушали фортепианную музыку и хотят еще.

– Так на самом деле бывает?

– И не раз, даже в Москве. Стоило мне один раз проанонсировать свой концерт на популярном интернет-ресурсе, не связанном с классической музыкой, и на самом деле впервые на концерт классической музыки пришло много людей, и им очень понравилось.

– Новый способ привлечения публики получается?

– Причем совершено немузыкальной публики. Люди на этом ресурсе сначала со мной пообщались, а потом увидели это приглашение и пришли.

– А вы на концерты ходите?

– На свои гораздо чаще, чем на чужие. Стараюсь не пропускать концерты своих друзей. На Конкурсе имени Чайковского болела за одного пианиста, но он не прошел в финал.

– За Филиппа Копачевского?

– Нет, за Павла Колесникова. Даже не только потому, что он учится у Сергея Доренского, моего педагога, но потому, что он мне интересен как пианист.

– О чем вы мечтаете?

– Выступить в тех залах, где я еще не играла. В Париже, Лондоне. Очень хочется повстречаться с дирижерами мирового класса.

– У вас не вызывает чувства досады или даже зависти феноменально бешеный успех Дениса Мацуева? Ведь, казалось бы, вы одного поколения, одинаково талантливы, учились у одних и тех же педагогов┘

– Нет, ничего подобного не чувствую, совсем. Все, что Денис имеет в плане карьеры, он получил заслуженно. Здесь «работает» целый комплекс качеств – он не только талантливый, но еще и очень обаятельный человек, контактный, коммуникабельный, он играет джаз, чего я не делаю и не собираюсь. Мы, с одной стороны, делаем общее дело, с другой – у каждого из нас свое амплуа. Да и вообще, хотя наша профессия не несет особенных гендерных различий, но мужчину-пианиста и женщину-пианистку даже странно сравнивать, первые всегда в приоритете, публика ведь воспринимает исполнителя не только как машину для извлечения звуков из инструмента, а как личность со своим сценическим имиджем. Я, кстати, много раз, не напрямую, конечно, но слышала, что «Мечетина – это Мацуев в юбке». Это не обидно, это нормально, даже приятно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Беженцам из приграничных регионов облегчат трудоустройство

Беженцам из приграничных регионов облегчат трудоустройство

Ольга Соловьева

Правительство РФ будет ежегодно обновлять пятилетний кадровый прогноз

0
272
Сверхдорогая ипотека в России – это надолго

Сверхдорогая ипотека в России – это надолго

Михаил Сергеев

0
340
На складах инфляция не замирает, а ускоряется

На складах инфляция не замирает, а ускоряется

Анастасия Башкатова

Цены растут в том числе из-за нехватки площадей для хранения товаров

0
333
Правительство одобрило выпуск необеспеченных облигаций "Роскосмоса"

Правительство одобрило выпуск необеспеченных облигаций "Роскосмоса"

0
192

Другие новости