Ольга Пудова рвется вперед.
Фото ИТАР-ТАСС
Победой американского тенора Рене Барбера и сопрано Прети Йенде из Южной Африки закончился международный конкурс «Опералия». Мнение жюри – что случается не так часто – совпало с мнением слушателей: эти же два певца получили приз зрительских симпатий.
Пласидо Доминго открыл прослушивание благодарственной речью в адрес организаторов конкурса (Оперный центр Галины Вишневской), Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, спонсоров. От принимающей стороны выступил Юрий Лаптев: вспомнил молодость – 20 лет назад он уже стоял с Доминго на одной сцене, когда маэстро приезжал в Мариинский театр петь заглавную партию в «Отелло» Верди. А потом зачитал указ Дмитрия Медведева о награждении великого певца орденом Дружбы. Награда заняла почетное место на груди героя, и тот спустился в оркестровую яму: финальными прослушиваниями дирижировал он сам.
В финал конкурса вышли 13 певцов. Каждый спел по одной арии – ее выбор согласовали с Пласидо Доминго. Выбору маэстро можно доверять: как отмечают свидетели первого тура, где одну арию участники пели по собственному желанию, другую – по желанию Доминго, во втором случае попадание было безошибочным, опытный маэстро точно угадывал, с каким материалом участник будет звучать лучше.
Мужской финал вышел гораздо более сильным, чем женский: на девять певцов четыре певицы. Из последних не отмеченной осталась кореянка Хаеран Хонг: возможно, по сравнению с соперницами ее пение было несколько блеклым, невыразительным, хотя стоит признать – все технически сложности в арии Амины из «Сомнамбулы» Беллини она с легкостью преодолела. Ольга Пудова – солистка Мариинского театра – с арией Царицы ночи из «Волшебной флейты», где она безупречно чисто спела те самые пассажи в третьей октаве, которые (особенно на конкурсе) ждут и жюри, и публика, взяла заслуженное третье место, а заодно и реванш (на Конкурсе имени Чайковского певица осталась за бортом второго тура). Молдаванка Ольга Бусуеч – глубокое страстное сопрано – заняла второе место и разделила с Прети Йенде премию за исполнение сарсуэлы. Наконец, Черная пантера (так с восхищением назвали победительницу слушательницы на соседних местах) пела огромную сцену из «Беатриче ди Тенде» Беллини. Вероятно, среди женщин она на самом деле была лучшей, но вот «коллеге по призу» Рене Барбера заметно проигрывала.
Американец пел последним – и после его выступления в решении жюри можно было не сомневаться: и благородный тембр, и блестящая кантилена, и самое главное – естественность, с которой он поет (когда не замечаешь признаков работы), безошибочно определили победителя. Он же получил и приз Пласидо Доминго-старшего за исполнение сарсуэлы.
Константин Шушаков – выпускник молодежной оперной программы Большого театра – поднялся на вторую строчку пьедестала «Опералии». Достойное продолжение после пятой премии на Конкурсе королевы Елизаветы и достойная реклама молодежной программы, благодаря которой 27-летний выпускник РАТИ совершил такой прорыв. В следующем сезоне у Константина несколько партий в Большом – так что нужно следить за афишами, пока его «не увели» западные театры (отдельные предложения, как известно корреспонденту «НГ», уже есть).
Третью премию получил тенор из Южной Кореи Джесиг Ли, за которого наверняка будут бороться импресарио – у певца очень красочный тембр, чувство стиля и отличная выучка. Йонгмин Парк – лауреат прошедшего Конкурса имени Чайковского – был, в общем, вполне достоин премии, но их, к сожалению, всего три. Зато получил приз имени Биргит Нильсон: единолично (обычно он вручается певцу и певице), и не за Вагнера, а за арию из «Джоконды» Понкьелли, которая, по словам Доминго, очень соответствовала вагнеровскому духу.
Очень трогательно завершается конкурс: все участники выходят на сцену и исполняют гимн Опералии (его автор – Пласидо Доминго), и, наверное, в этот момент они чувствуют, что проигравших здесь нет.