Летом 2009-го проходили прослушивания в молодежную оперную программу Большого, осенью объявили имена десяти счастливчиков. На прошлой неделе они «отчитались» перед публикой – на концерт выпускников собрался полный зал.
Под звуки увертюры к моцартовскому «Идоменею» молодые люди осторожно подходили к распорядителю и тянули «экзаменационные билеты». За плечами у них – два года тяжелой, непрерывной и ответственной работы. Впрочем, наверняка и приятной – хотя бы потому, что была возможность поработать с великими артистами. По части приглашенных педагогов Большой сдержал обещания: с ребятами занимались Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Лора Клейкомб, Дебора Йорк; педагоги-коучи из Метрополитен-оперы и Баварской государственной оперы, дирижеры – специалисты по разным музыкальным стилям. Один из них, Кристофер Мулдс (из последних его работ на московской сцене – потрясающий «Ариодант» Генделя), участвовал и в выпускном концерте. Пару ему составил Александр Сладковский, который взял на себя позднеромантическую западную и русскую музыку.
На авансцене стояла пара столов и кресел, на заднике сменяли друг друга открытки и фотографии Театральной площади разных лет, а также картинки с обложками оперных партитур, хранящих дыхание времени (на некоторых было сразу несколько штампов библиотеки ГАБТ).
Со многими солистами мы уже были знакомы – Александра Кадурина вместе с Павлом Колгатиным выступила в симфоническом концерте оркестра Большого (дирижировал главный дирижер театра Василий Синайский), а в компании с Ульяной Алексюк пела в концертном исполнении оперы Равеля «Дитя и волшебство», наконец, им обеим доверили сложные партии в опере современного французского композитора Филиппа Фенелона «Вишневый сад» (это совместный проект Большого и Парижской оперы, и, по предварительным данным, девочки споют и в Париже тоже). Музыканты принимали участие в спектаклях театра, даже в премьерных: последний и, безусловно, удачный пример – Венера Гимадиева с партией Шемаханской царицы в «Золотом петушке». На выпускном концерте она покорила публику своей Джульеттой и Виолеттой: певица ловко управляется с колоратурными пассажами, легко берет верхние ноты и одновременно покоряет публику своим обаянием. А вот Ульяна Алексюк, она пела каватину Людмилы из оперы Глинки, пока еще сконцентрирована на пении – представить, что она одновременно может играть игривую влюбленную особу (что предполагает движение), пока еще трудно. Судя по тому, что в зале был Дмитрий Черняков, не исключено, что это был кастинг к ближайшей премьере на старой сцене (режиссер будет ставить «Руслана и Людмилу»). Александра Кадурина – единственная из выпускников, кому руководитель программы Дмитрий Вдовин доверил барочную музыку – дуэт Корнелии и Секста из «Юлия Цезаря» Генделя она исполнила в паре с младшей соученицей Надеждой Карязиной (она только один год учится в Молодежной академии), обладательницей меццо-сопрано фантастического тембра. Впрочем, владение романтическим стилем Александра сполна продемонстрировала в сцене Шарлотты из «Вертера» Массне.
Светлана Касьян запомнилась голосом огромной силы; Ярослав Шушаков – отличным произношением немецкого текста (и артистизмом в дуэте Папагено и Папагены); Павел Колгатин, очевидно, приболевший, – храбростью: пел романс Надира, где искушенная публика только и ждет верхних нот; Оксана Волкова – опытностью, она выходит на сцену уже как примадонна, и совсем скоро этот статус завоюет, ее Иоанна из «Орлеанской девы» Чайковского это наглядно продемонстрировала. И наверняка даже тогда в ее резюме будет стоять строка «выпускница Молодежной оперной программы Большого театра». Кстати, нескольких выпускников берут в штат Большого театра.