Елена Цилио старается, чтобы ее не заглушил оркестр.
Фото ИТАР-ТАСС
Концертный сезон Московской филармонии завершился исполнением оперы Доницетти «Дочь полка». В главной партии, как всегда, блеснула любимица нашей публики Патриция Чьофи.
Завершение сезона получилось непринужденным и праздничным. Легкий и даже игривый тон задали сами артисты, не выходившие из роли даже на поклонах. Поклоны были практически после каждой сцены – публика потеряла всякую чопорность, и даже отчаянные сторонники аплодисментов только в конце произведения (как автор этих строк), поддавшись всеобщему азарту, то и дело били в ладоши.
«Дочь полка» Доницетти написал для французской оперы (отсюда небольшие диалоги на французском, придающие звучанию особый шарм). Сюжет выбрали в духе индийского кино – впрочем, о нем в середине XIX века ничего не знали. Мари с младенчества живет в гренадерском полку, никто ничего не знает о ее родителях, и каждый солдат считает ее своей дочерью. Она поклялась выйти замуж только за солдата, но, как известно, планировать в таких случаях очень опасно. Девица влюбляется в тирольца Тонио, и тот, чтобы быть с любимой, вступает в гренадеры. Но тут, как назло, выясняется, что Мари – знатного происхождения, и маркиза Беркенфильд увозит ее в свой замок. Учит «пацанку» аристократическим манерам и собирается выдать замуж. Но Тонио – за год он дослужился уже до капитана – все-таки убеждает маркизу выдать Мари за него.
Патриция Чьофи – в бирюзовом в первом отделении и в траурном черном во втором – марширует, отдает честь, капризничает, страдает – и с легкостью берет партию Мари, рассчитанную не только на певицу с отличной техникой, но и выдержкой – все второе действие, например, она на сцене – с огромными сольными (бурные аплодисменты после каждого) и сложными ансамблевыми номерами. Миниатюрное трио с Тонио (Сергей Романовский) и очаровательным сержантом Сюльписом (Симон Бейли), с «договариваниями» и перехватами фраз в быстром темпе – словно драгоценная брошь, украсившая красивое вечернее платье, – прозвучало на удивление слаженно.
Теноровая партия – особый интерес знатоков оперы, они ждут арии со знаменитыми девятью верхними «до». Надо сказать, что Сергей Романовский их все взял, причем без особого труда, и даже спел коду на бис. В 2008 году, когда он (в компании, кстати, с Чьофи) спел в опере Беллини «Капулетти и Монтекки», критики назвали его открытием года, хотя этим концертом только стартовал филармонический сезон. Сегодня остается с сожалением констатировать, что недостатки, которые были заметны тогда, не исчезли и сегодня: голос пережат, в особенности на форте, переходит практически на крик. Вероятно, поэтому и карьера складывается странно: был дебют в Ла Скала, но сегодняшние его ангажементы в театрах другой категории.
Симон Бейли, очевидно, специально вышел «в роскошных усах с завитками» и с первых минут подчинил себе публику, а итальянка Елена Цилио, хотя ее постоянно заглушал хор («Мастера хорового пения»), очень органично звучала в роли маркизы. Дирижер Лучано Акочелла, очень опытный в вокальной музыке, и правда не всегда справлялся с динамикой, но вот оркестр Московской филармонии под его дирижерскую палочку зазвучал, и это уже праздник.