0
785
Газета Культура Интернет-версия

16.06.2011 00:00:00

Юрий Башмет – детям


В Самарской области завершила свою работу первая детская музыкальная Академия стран СНГ под руководством маэстро Юрия Башмета.

Как можно вдохновить ребенка? Своим собственным примером. Знаменитый альтист Юрий Башмет понимает это не только как человек, который до сих пор с благодарностью вспоминает своих первых учителей, но и как всемирно известный музыкант, видящий своим долгом помочь детям становиться настоящими профессионалами. Так родилась идея «Детской музыкальной академии стран СНГ», прошедшая с 1 по 8 июня в Самарской области. Идея, которую Башмет и мэр Новокуйбышевска Олег Волков два года назад обсуждали как гипотетическую, воплотилась в полноценный проект: «Мы просто взяли и пофантазировали с мэром Новокуйбышевска, и он загорелся идеей организации «Академии». После этого нас поддержал невероятно энергичный директор музыкальной школы №1 в Новокуйбышевске и вице-губернатор Самарской области. В итоге полет фантазии воплотился в жизнь», ≈ рассказывает маэстро предысторию «Академии». По словам Юрия Башмета, организация «Академии» - довольно важный шаг. «Когда я был еще ребенком, мои преподаватели вдохновенно занимались со мной, отдавая своих знаний, душевной энергии, так что, думаю, теперь пришло и мое время послужить отечеству». В результате общих усилий министерства культуры России, правительства Самарской области и «Русского концертного агентства» летом 2011 года маленькие музыканты в возрасте от десяти до пятнадцати лет из России, Азербайджана, Армении, Узбекистана, Таджикистана, Беларуси, Украины и других стран СНГ, смогли взять уроки мастерства у известных исполнителей России и Европы. Основной особенностью этих занятий, по словам маэстро Башмета, является то, что дети занимались не просто с педагогами, а с уже признанными и успешными концертирующими музыкантами, на собственном опыте испытавшими путь проб и ошибок, от которых ни один артист не застрахован.

Идея создания «Детской академии стран СНГ» стала логическим продолжением проекта «Молодежной академии», которая проходит в Минске уже третий год. Отличие лишь в том, что в столице Беларуси преподаватели работают со студентами музыкальных училищ и консерваторий, а при проведении «Детской академии» педагоги раскрывают секреты музыкального исполнительства совсем юным ученикам – учащимся детских музыкальных школ, находящимся только в начале столь длинного профессионального пути музыканта. И надо здесь отметить, - взаимопонимание ученик-учитель во всех случаях было достигнуто, причем никакого «языкового барьера» на занятиях не возникало. Музыка, поистине, объединяет┘

Так, например, для педагога из Италии, флейтиста Фульвио Фиорио, у которого на Родине сейчас более 30 учеников, работа с молодыми музыкантами Академии стран СНГ трудности вообще не представила. «За те семь дней, что мы занимаемся, у детей улучшилось и технически, и музыкально исполнение разучиваемых произведений», - поделился своими впечатлениями Фиорио. На вопрос о секретах работы с детьми он честно признался, что их у него нет: «Просто я очень люблю детей. Кроме того, я сам отец, поэтому понимаю, с каким терпением нужно, относится к детям, нельзя быть слишком требовательным или злым, в обращении с ними. К каждому ученику нужен свой подход, я не могу одинаково работать с теми пятью ребятами, которые приехали на «Академию», поэтому, конечно, с каждым выстраиваю индивидуальный диалог».

Увлеченность занятиями видна и у детей. К примеру, о мастер-классах, которые давал Фиорио, рассказала юная флейтистка из Минска Александра Кузьма: «Он показал мне несколько упражнений и приемов, которые мне уже заметно помогли. Фульвио просто гениальный учитель, его занятия очень интересны и, конечно, если представится такая возможность, я обязательно вновь приеду на Академию».

В проекте «детской Академии» не было учеников и учителей, здесь каждый из участников узнавал что-то новое. Так, педагог из России, известный виолончелист Александр Бузлов, отметил: «Я здесь получил новый опыт преподавания, потому что занятия с детьми требуют особого умения. Здесь все нужно очень детально и терпеливо объяснять. И здесь, думаю, процесс обучения взаимный – не только педагоги учат учеников, но и сами ученики привносят что-то новое в педагогический процесс. Я, вот, например, сам учусь искусству обучения, занимаясь вместе с ними».

К слову сказать – сегодня не все педагоги понимают огромное значение мастер-классов, высказываясь о таких занятиях порой даже скептически. В этом смысле уместно будет привести замечание известной скрипачки из Бельгии Татьяны Самуил: «Я всегда очень скептически относилась к мастер-классам, - призналась она, - но лично в моей жизни было несколько встреч, перевернувших буквально за час всю мою жизнь. Так что теперь я убеждена - за неделю, человеку можно открыть новую дверь, и человек туда может пойти или не пойти, но я со своей стороны даю ему выбор. Иногда даже, если одна фраза что-то изменит, то я считаю, что это уже много. Я вижу, что дети невероятно вдохновлены тем, что происходит, занимаются круглосуточно, понимаю, что для них это невероятно важно. И я сама тоже получила уникальный опыт на «Академии». Потому что, признаюсь, когда только увидела этих малышей, - у меня был шок: Осознавая огромную ответственность, которая на меня легла, я, по-началу, даже не знала, как к ним подступиться, что говорить┘ Но мы начали работать, и тогда я поняла, как они расположены и восприимчивы. В итоге работать было одно удовольствие».

Несмотря на сжатые сроки и большое количество учеников преподаватели Академии не уставали говорить о том, что главную свою задачу видят в том, чтобы дать детям стимул, который подтолкнет детей к самосовершенствованию, достижению высоких результатов. Знаменитый белорусский пианист, Ростислав Кример, на своем собственном примере рассказал о важности таких мероприятий: «Я сам помню практически все мастер классы и уроки, которые проходил в детстве. Были и те уроки, которые оказали определяющее влияние на мою игру. Поэтому я уверен, что сейчас с этими детьми происходит тоже самое. В их памяти остается огромный след, который проявит себя в будущем. Многие из ребят за эти дни сделали колоссальные успехи. Потому что они понимают, что за этот короткий срок им надо показать себя как можно лучше».

Помимо занятий в классах у юных музыкантов была уникальная возможность выступить со своими педагогами на одной сцене. За все время детской Академии в трех городах: Самаре, Тольятти и Новокуйбышевске, - состоялось пять концертов, цель которых состояла в том, чтобы маленькие участники академии получали опыт концертного выступления уже сегодня. Кроме того зрителям концертов, в которых принимала участие Татьяна Самуил посчастливилось услышать звучание скрипки Страдивари, о чем Татьяна с гордостью и воодушевлением рассказала после концерта в Тольятти: «Для меня очень большая честь и счастье играть на этой скрипке - Страдиварии 1721 года. Инструмент, с которым я работаю, каждый день открывает мне что-то новое. Мне кажется, что помимо уникального звучания в скрипке остались частички тех гениальных людей, которые на ней играли».

Восьмидневная программа завершилась награждением всех юных участников проекта почетными грамотами и памятными призами, а так же заключительным концертом, который ясно продемонстрировал, что культурные и музыкальные, связи между странами, которые не так давно были одной большой страной не разрушены, а границы между ними существуют только на геополитической карте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1767
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1107
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
805
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1089

Другие новости