«Областные» театральные фестивали не следует путать с фестивалями «всероссийскими». На «областном» обычно – «все свои», и все куда скромнее. На Фестивале нижегородских театров «Премьеры сезона» нас ожидали – одиннадцать спектаклей в Нижнем Новгороде, Арзамасе и Дзержинске.
Мы уж было вошли в «рабочую» колею, как неожиданно мне попался в руки первый номер нового журнала «Театр». Стал листать и наткнулся на дискуссию о театральных вузах. «К теме о провинциальных вузах, – прочел я в выступлении главного редактора журнала, - меня подтолкнул мой визит в Нижний Новгород». – Какое совпадение! – подумал я, – Вот и мы в Нижнем как раз «с визитом». – «В этом городе, – продолжал главный редактор, – имеется крупный театральный вуз. И при этом сей город ≈ жуткое театральное болото. О том, что происходит в тамошних театрах, можно судить по висящим на центральной улице афишам. Их репертуар ≈ это либо хрестоматийная классика, сделанная в худших «музейных» традициях, либо какая-то коммерческая дребедень».
Неприятно поразил прежде всего тон разговора,– развязный и грубый. Ничего подобного «старый» журнал «Театр», где я проработал многие годы, никогда себе не позволял. Но дело не только в «тоне», – чтобы назвать культурный центр Верхней Волги «театральным болотом» надо иметь на то веские основания. Без аргументации – это называется «размазать по стене» – занятие критика не достойное. То, что там ставят «хрестоматийную классику» – еще не преступление. Классика, что бы сегодня ни говорили, остается нашим национальным достоянием и духовным капиталом. А что до «музейных традиций», – стоило бы посмотреть хоть «Дядю Ваню» в Нижегородском театре драмы, спектакль, кстати сказать, превосходный, действие которого происходит на палубе, – что (как к тому ни относись) уж конечно не «музейная традиция».
Стал читать дальше и удивился еще больше: в двух номерах нового журнала – зеркале театрального процесса по прямому своему назначению – премьеры Москвы, Питера, России остались попросту незамеченными┘ Неужели именно этого хотел председатель СТД Александр Калягин, когда отправлял в отставку одного главного редактора и приглашал на его место другого?
«Скажу, что понапрасну
Лилася кровь царевича–младенца;
Что если так, Димитрий мог бы жить».
Одно, впрочем, хорошо – «дискуссия» обострила мое внимание к «театральным фактам» – основе добросовестной критики.
Вот скажем, г-жа главный редактор утверждает, что «в этом городе имеется крупный театральный вуз». Но нет в Нижнем Новгороде театрального вуза, ни крупного, ни мелкого, нет и никогда не бывало. Странно звучит и другая мысль о том, что «в театральном вузе (Опять! Дался ей этот злополучный вуз! - Н.Ж.)┘съели одного из самых интересных театральных педагогов Вячеслава Кокорина». Но ежели не существовало вуза, в котором «съели», то что же случилось на самом деле с Кокориным, которого мы давно знаем и за судьбу известного режиссера вроде бы можно не беспокоиться?
Вуза – нет, зато есть знаменитое Нижегородское театральное училище имени Евстигнеева. Лучшее (смею думать!) театральное училище в России. А при нем есть великолепный Учебный театр (таких всего два на всю Россию). Мы смотрели там хореографическую импровизацию по «Кровавой свадьбе» Гарсиа Лорки и отметили превосходную выучку, танцевальность и владение «логикой действия» выпускников.
В Нижнем давно сложилась эффективная система «воспроизводства» актерских кадров – проблема в целом сегодня для театральной России острейшая. Это своему училищу обязана именитая Нижегородская драма тем, что в среднем, да и в старшем «регистре» у нее едва ли не лучшая на сегодня актерская «коллекция» по России. А славу театру приносят, как известно актерские имена.
90 процентов актеров региона – выпускники училища. Кстати, это заметно даже «на слух»: речь здесь удивительно правильная, «по-русски» говорят со вкусом, орфоэпически безупречно, с эталонным «московским говором», а проблемы «сценической речи» сохраняют актуальность «далеко за пределами» Нижнего.
«Театральная прививка» здесь начинается с театра кукол. «Сказ о граде Лебединце» по старой и порядком «зачитанной» сказке сохранил на сцене Нижегородского театра кукол очарование кукольного представления, с «превращениями», с пленительной лавиной половецкой конницы┘ Дальше любознательный нижегородец поднимается ступенькой выше – в детский театр. В Театре «Вера», правда, как раз к нашему приходу потекла крыша, в фойе образовалась лужа на полу, что на исполнительском уровне актеров, к счастью не отразилось. Оттуда прямая дорога в Нижегородский тюз, а там рукой подать и до академического Театра драмы. То, что «система» эта эффективно «работает», – заметно по атмосфере в зрительных залах, где школьники, не только «воспитаны», но и восприимчивы к театральному действу, – качество, которое не возникает само по себе, на это уходят годы. Именно годы и создавали прочность культурной традиции в Нижнем.
Нижегородский театр драмы на фестивале показывал «Вассу» (Первый вариант «Вассы Железновой» 1910 года) спектакль еще не во всем устоявшийся, еще не вполне «нашла себя» в роли Вассы опытнейшая Кириллова, но уже сложился ансамбль с превосходным Управляющим Васильевым – Блохиным, Прохором–Демуровым, Павлом–Ометовым, Натальей–Блохиной┘ Надо думать к октябрю, когда театр откроет Международный горьковский фестиваль, спектакль обретет должную «кондицию». А Горьковский фестиваль в самом деле нужен. Среди 155 фестивалей драматических театров горьковского не было, между тем пьесы Горького сегодня ставят часто, это заметно и в Москве.
Со времени «бури и натиска» в Нижегородском тюзе, получившем широкую огласку, прошло полгода. Сегодня два режиссера-«антагониста» работают в одном театре в «автономном режиме». Спектакль «Жена мужа в Париж провожала» по рассказам Шукшина, поставленный Виктором Симакиным, к сожалению, увидеть не удалось (заболел актер и спектакль отменили), а от «Тома Сойера» Владимира Золотаря неожиданно пахнуло чем-то обаятельно старо-тюзовским. Разумеется, спектакль современный – с симультанной сценографией, ударной установкой, на которой оттягивался Новиков (Том Сойер) и вполне приличным брейком, но среди его новых аксессуаров не терялись симпатичные лица Тети Полли – Макаровой, рыжекудрой Бекки Тетчер – Синчук, Гека – Козлова и других┘ Спектакль в целом веселый и добрый. Этим-то и напомнил давние времена доброго нашего тюза.
┘В небольшом 150–титысячном старом Арзамасе еще два года назад кроме драмы давали спектакли и в опере, совсем как в каком-нибудь Ваймаре. Теперь – не то: опера съедала 20% бюджета муниципальной культуры и приказала долго жить. Часть солистов перебралась в драму, формат которой от этого накренился в сторону мюзикла. Мы увидели правда, скорее, оперетту. «Дон Жуан в Севилье» - опыт продуктивный, полный зал принимал спектакль с энтузиазмом. В Дзержинске – городе большой химии (по части экологии одном из самых «грязных» наших городов) театр не раз отмечен на смотрах и фестивалях и ни в коем случае нельзя говорить, к примеру, о «Грозе» со снисходительным уклоном. Экзамен, который предложил режиссер Подскребкин исполнителям, развернув действие, по сути, на пустой сцене, был вовсе не прост. Пьеса Островского предельно «декоративна» и загружена обстоятельными реалиями быта. Был ли это «Бедный театр» – как «эстетический принцип» или как следствие жизненных обстоятельств – не знаю. Впрочем, дорогой назад, возвращаясь в Нижний, больше думалось о другом. Актер муниципального театра с его зарплатой 4-5 тысяч рублей с одной стороны загнан в самый дальний угол социума, а с другой, натянув трико, натощак обязан вещать о вечном. Между тем, если говорить об итоге разнообразных театральных впечатлений от фестиваля, то может быть главное – за всю поездку я не встретил ни равнодушия, ни, усталости, ни апатии. Все-таки у господ актеров всегда ощущается главная цель – их профессия и сцена. Какое «болото» – опомнитесь! – тут трудоголики, тут нервы, тут вечные заблуждения и поиски.
Полгода назад по поводу голодовки в тюзе был поднят большой шум в прессе и в интернете, но кто расскажет о той молчаливой голодовке за закрытой дверью квартиры с вечно пустым холодильником, на которую обречен актер муниципального театра?