Проект «Австрия, давай!», осуществленный государственным музеем архитектуры им. А. В. Щусева и венским Музеем прикладного и современного искусства MAK (Museum für angewandte Kunst), открыл сам президент Австрии Хайнц Фишер. Выставка с подзаголовком «Австрийское искусство сегодня» представляет, по его словам, новейшие течения в художественном мире Европы.
Но привлекательно не столько само австрийское современное искусство, сколько искусство контрапункта, которым в совершенстве владеют организаторы проекта. Благодаря им усадьба Талызиных, в которой располагается музей архитектуры, или МУАР, стала завороженным местом, в котором пересекаются линии, видимо, только кажущиеся параллельными. Одна – тонкая, прерывистая, оставленная нетвердой рукой времени, линия давно прошедшего. Другая – жирная и смелая, уверенно проведенная современными художниками. Этими линиями очерчено причудливое пространство – узор, причем узор продуманный.
Австрийцы знали, что площадкой для выставки будет избежавший губительной реставрации особняк. Франц Граф делал металлический напольный орнамент, апеллируя к формам и изгибам люстры старинного зала. От молодой художницы Йоханны Браун ждали настенную роспись «Йоханна Браун не бросит вас в беде». Только страх российской стороны нанести урон памятнику архитектуры не позволил превратить стену в фреску: художница расписала свою мастерскую, а в музее выставила фотографию. Оставшиеся нетронутыми стены величественного здания, хоть и потрескавшиеся, хоть и из искусственного мрамора, специально для произведений современного искусства сделали почти безнадежную попытку стать стенами белого куба – идеального экспозиционного помещения. Им это удалось. Поэтому выбор музея архитектуры в качестве площадки для выставки, кажется, был обусловлен исключительно интересом кураторов к архитектуре как таковой – к искусству проектирования пространства, которое в данном случае получилось уникальным.
В действительности же все дело в многолетней дружбе Петера Ноевера, инициатора проекта, и бывшего директором музея им. Щусева Давида Саркисяна. Первый до недавнего времени руководил Музеем прикладного и современного искусства в Вене (MAK). Совместные проекты вверенной ему институции и государственного музея архитектуры проводились уже не раз, и этот стал запоздалым ответом на выставку российских художников в венском MAKе в 2002 году.
В рамках нынешней выставки из Австрии в Россию были вывезены две недавних живописных работы без названия легендарного Отто Мюля (2009), медные скульптуры Манфреда Вакольбингера, инсталляция «Инвентарь с московским кубиком» Франца Веста (за уникальность стиля и за выдающееся наследие художник получил «Золотого льва» на только что открывшейся 54-й Венецианской биеннале). Студия «Walking-Chair» показала балансирующие на грани искусства и дизайна объекты. Основатели студии Карл Емилио Пирхерс и Фидель Пижо назвали свой проект «Animal Farm», или «Скотный двор». В отличие от Джорджа Оруэлла, они предаются утопическим мечтам и верят: нашему нечеловечному миру может составить альтернативу вселенная, где сосуществуют Гитара-птица и Усилитель-собака. Эти ироничные объекты – все же больше объекты дизайна, чем искусства, хотя Фидель Пижо и отмечает, что упаковывая идею в коммерчески выгодную форму, он и Карл Пирхерс действуют как художники: работают на себя, а не на клиента.
Однако налет консюмеризма в экспозиции заметен даже не избалованному искусством посететелю: если точнее, тем более – ему. В качестве экспонатов значатся «Собачий стул» дизайнера Стефана Загмайстера, интерьер кофейни музея MAK от Франца Графа и даже архитектурный макет Гюнтера Доменига «Каменный дом» (проект реализован им же). Лишь находящаяся совсем рядом инсталляция Хельмута Ланга «Образы жизни» – не то две вскопанные грядки, не то свежие могилы – может испортить приподнятое настроение гостя. А так легкий коммерческий дух на выставке будет на протяжении лета поддерживаться работой венского кафе в одном из залов музея.