Биологические часы тикают, но их не слышно.
Кадр из фильма
Нельзя сказать, что британец Майк Ли отличается обширной фильмографией, она насчитывает 11 кинофильмов и некоторое количество телевизионных работ. Однако каждая картина режиссера вызывает зрительский отклик и становится событием на международном уровне. Так сталось и с предыдущей комедией «Беззаботная», собравшей по миру немало разных наград. «Еще один год» тоже не промах, фильм предлагает неожиданный ракурс и тот возраст персонажей, которого большинство кинодеятелей чурается.
Если мы возьмемся считать, сколько фильмов, тем более комедийного порядка, сейчас берутся за разработку героев, кому уже хорошо за 50, то со счета вряд ли собьемся. Навскидку: в 2005 году вышла испано-аргентинская комедия «Эльза и Фред», в 2009-м – американские «Простые сложности», тогда же промелькнули французские «Дикие травы», в этом году на Берлинском кинофестивале показали «Поздние цветы». Разный бюджет, разная степень трагизма и оптимизма, разная резкость режиссерского фокуса на проблеме возраста как некоего ограничителя или, наоборот, освободителя, способного подтолкнуть человека к большим и совершенно неожиданным метаморфозам.
В фильме Майка Ли «Еще один год» подобных превращений ждать не стоит. Он, как человек взвешенный и знакомый с возрастными обязательствами не понаслышке, смотрит в другую сторону. Не выводя в благостность, не рассуждая про то, что тогда вот все только-только начинается. Хотя явно и не отказывая своим героям в таком раскладе. Средоточием его внимания является эмоциональная сфера, но не в бурной динамике и жажде запоздалых свершений, а в будничной размеренности, которая не у всех совпадает с умиротворением.
Точкой отсчета и призмой или лупой для того, чтобы рассматривать каждого из героев, служит благополучнейшая семейная пара. Его зовут Том (Джим Броудбент), ее – Джерри (Рут Шин), они и сами любят шутить, вспоминая знаменитый мультипликационной дуэт мышки и кота. На двоих им лет сто двадцать. Она – психолог, очень правильный, практически хрестоматийный. Если у вас есть среди друзей практикующий любитель покопаться в человеческой природе, то в Джерри вы без труда его опознаете. Узнаете и профессиональные приемы, которые, несмотря на прозрачность и явную манипулятивность, хорошо работают. Том – уже наслаждается пенсионным покоем, ухаживает за домом, работает в саду. К ним захаживают-заезжают гости, проблемные. Ее коллега (Лесли Мэнвилл) – не устроенная в амурном отношении и несколько уже поблекшая дамочка. Его бывший товарищ по работе (Питер Уайт), страдающий тучностью и алкогольным невоздержанием. Тридцатилетний сын (Оливер Молтман), такой же правильный и знающий, как папа с мамой, он – непроблемный. Все вовлечены в ситуации бытового общения, где каждый каждому выставляет свою оценку. Ненавязчиво, как в жизни. Горьковато, едко, иронично, смешно.
Ситуаций хватает на год экранной жизни и на два с лишним часа экранного времени. Они отражают сезонные настроения, обычно присущие людям зимой, весной, летом и осенью. Хотя у Майка Ли по большому счету стука биологических часов не слышно. И ты не замечаешь, как проходит год. Так увлекаешься диалогами, жестами и людьми. Лишь под конец понимая, что режиссерская внешняя отстраненность – не больше чем поза, чтобы отвлечь, завлечь. А осознав это, понимаешь, кому он сам симпатизирует, кем больше интересуется и кто ему откровенно скучен, как тот образец, которому для изюминки не хватает изъяна.