0
2260
Газета Культура Интернет-версия

20.05.2011 00:00:00

Слишком много любви

Юлия Клейман

Об авторе: Юлия Клейман, Санкт-Петербург

Тэги: театр, премьера


театр, премьера

Случилось: в здании БДТ начался ремонт. Свой переезд на временную площадку БДТ ознаменовал премьерой - Темур Чхеидзе поставил «Дом Бернарды Альбы». В эпоху рвущихся к власти женщин пьеса Гарсии Лорки кажется на редкость актуальной: деспотичная мать руководит судьбой пяти дочерей и, вроде бы желая им счастья, ведет их к неминуемой гибели. Запертые в доме дочери боятся любви, тоскуя о ней, и соперничают из-за мужчины, который так и не появится на сцене. Дом, лишенный мужчин, становится домом умалишенных, ибо женская жестокость не знает границ.

В спектаклях Темура Чхеидзе все герои получают свое право на человеческое достоинство и своеобразную правоту: будь то Елизавета в «Марии Стюарт» или Князь К. в «Дядюшкином сне». Разумеется, и Бернарда Альба в исполнении блистательной Марины Игнатовой не оказывается чудовищем. Марина Игнатова с ее статью и голосом – из тех актрис, которыми нельзя не любоваться. Режиссер сделал ударение на словах Альбы о том, что «на сто верст в округе не найдется мужчины, за которого я могла бы выдать хоть одну из моих дочерей».

Даже после спектакля эти наболевшие слова гордой женщины продолжают звенеть в ушах. Вот она – завязка драмы. Служанка Понсия (Ируте Венгалите) говорит о том, что все дочери Альбы – уродки. Но режиссер доверил роли самым красивым актрисам БДТ, разработав для каждой из них партитуру не внешнего, но внутреннего уродства – излома, душевной не утонченности даже, а истонченности. Так, Амелия (в пьесе Лорки эта роль намечена лишь пунктиром) в исполнении Карины Разумовской стремится всех примирить из безотчетного, ни на секунду не отпускающего ее страха, заставляющего ее каждый раз пугливо оглядываться.

В центре же спектакля у Чхеидзе оказывается Мортирио (Ирина Патракова), чей вздернутый подбородок, певучие, чуть манерные интонации и прическа-«волна» заставляют вспомнить дам-декаденток. В пьесе Лорки Мортирио – отвратительная коварная горбунья. В спектакле у нее лишь чуть перекошено плечо, а намекающая на физический недостаток трость – не более, чем экстравагантная деталь из той же эпохи модерна. Мортирио Патраковой – дивно красивый ядовитый цветок, femme fatale. Неожиданно обаятельной оказалась в спектакле старая дева Ангустиас в исполнении Марии Лавровой, которой, кажется, еще не приходилось создавать подобный трагикомический образ. Актриса виртуозно сыграла роль столь узнаваемой вечной жертвы - «несчастненькой» старшей сестры – картавой, некрасивой, недалекой, но очень доброй. Пожалуй, единственный персонаж, который выбивается из слаженного женского ансамбля – мать Бернарды Мария Хосефа в исполнении Елены Поповой. С набеленным лицом, всклокоченными волосами и искусственными интонациями Мария Хосефа кажется случайно зашедшим в спектакль персонажем Тима Бёртона, ее появления кажутся лишь вставными эпизодами.

А вот трагическая развязка возникает в спектакле абсолютно закономерно. В доме Бернарды Альбы слишком много любви: материнской, сестринской, женской. В диалогах сестер то и дело скользят теплые интонации – кажется, пока между ними не встал тот незримый мужчина, в доме царила искренняя привязанность. Не вызывает сомнений и любовь Альбы к своим дочерям: будто выгораживая их перед строгой учительницей, раз за разом повторяет она Понсии «в моем доме все ладно». Деспотизм Альбы получает у Чхеидзе если не полное оправдание, то внятное объяснение. Ее дочери действительно кажутся стаей птиц какой-то особой породы: таких не выпустишь запросто на птичий двор. Их «особость» подчеркивает и строгая стильность костюмов: цвет спектакля – черный с вкраплениями белого. Первой диссонирующей деталью оказывается красный веер в первой сцене – Альба отбрасывает его, там самым раз и навсегда обозначая границы дозволенного в своем доме. Второй и последней – зеленое платье Аделы. Оно мелькнет тревожным сигналом пробуждающейся внутренней свободы вначале, когда Адела покажется в нем сестрам. А в финале хрупкая Адела, вскочив все в том же развевающемся зеленом платье на стол, прокричит о своем праве на любовь к мужчине. Выскочит, вспыхнет и┘ погаснет, совершив невидимое зрителям самоубийство. И станет жаль не только и не столько ее – выскочку – сколько потерявшую свою лучшую дочь Бернарду Альбу, которая вновь – вместе с оставшимися дочерьми в одинаковых черных платках - застынет у стола в невероятно красивой фронтальной мизансцене.

Это не трагедия, но семейная драма очень высокой пробы – как когда-то «Коварство и любовь» у того же Т. Чхеидзе. Режиссер вновь и вновь отстаивает ускользающие из нашей жизни этические и эстетические ценности. Так ли уж не права Бернарда Альба, если мир, достойный прекрасных женщин, безнадежно утрачен, а в реальности – Пепе-цыган, да и тот один на всех?

Альба верит, что выстроенный ею мир аскезы спасет любимых дочерей от мира грубости и вульгарности. Возникает трагикомическая ирония: фраза Альбы «кобыл заприте, жеребца выпустите» вызывает в зале смех - эта сильная женщина оказывается бесконечно наивной. Страсти не усмирить разумными мерами: огромный железный занавес в глубине сцены испещрен круглыми отверстиями, сквозь которые льется свет. Сценография Г. Алекси-Месхишвили намекает на «небо в алмазах», к которому стремятся души дочерей Альбы. Кажется, в своем доме, погруженном в траур на восемь лет, Бернарда Альба предусмотрела все. На черной, опоясанной низкой галереей сцене, нет ничего, кроме черных же стульев с высокими спинками и черного длинного стола. Но в черном занавесе есть бреши, а, вторя подавляемым желаниям, занавес и вовсе расходится, открывая экран, позволяющий тонким женским фигуркам создавать на его фоне пленительные силуэты. Так, бессознательное забитой Амелии выплескивается в ее страстном фламенко на фоне приоткрывшегося на мгновение в глубине сцены молочного цвета неба. Второй танец на фоне влекущего неба - теперь глубокого синего - Адела станцует уже после своей смерти: за спинами застывших за столом сестер и матери. Участь небесных созданий – несбывшиеся мечты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
684
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
579
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
501
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
654

Другие новости