В московской галерее "Дом Нащокина" в рамках целой серии вечеров, посвященных русской мультипликации, прошла встреча с Андреем Хржановским, режиссером более чем тридцати анимационных картин. Имя Хржановского обсуждается в последнее время в связи с проектом, который тоже связан с его анимационной деятельностью. Это первый полнометражный игровой фильм режиссера, вышедший на экраны в 2009ом, "Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на родину". Фильм этот получил несколько кинопремий, но работу над фильмом об Иосифе Бродском Хржановский начинает еще раньше, снимая анимационный фильм "Полтора кота", который тоже посвящает поэту. Режиссер признается, что фильм "Полтора кота" был своего рода "фильмом-этюдом к работе", первой попыткой смешения и сочетания различных стилей.
Сочетая видео с компьютерной графикой и анимацией, используя фотоархив семьи Бродского и его рисунки, режиссер создает фильм, который сам называет коллажем. На вопрос о том, почему ему кажется уместным включение в фильм операторской съемки, Хржановский отвечает, что это позволяет ему сделать необходимые переходы от фотографий к рисункам, от рисунков к графике и так далее. Сопоставление рисунков с фотографиями, стихов с воспоминаниями позволяет представить "монтаж текстов и смыслов".
Несмотря на то, что он окончил курс режиссуры во ВГИКе у великого советского режиссера Льва Кулешова, Хржановский решил посвятить себя мультипликации. Первым его фильмом стал "Жил-был Козявин", небольшая история о партийном работнике Козявине, который по приказу начальника "идти прямо" обходит всю планету. На своем пути Козявин рушит все возможные преграды с единственной целью выполнить задание партии. Хржановский говорит о том, что в 66-ом, когда был снят "Козявин", на "Союзмультфильме" существовала традиция подражания Диснею. А эта картина не только не похожа на то, что делает Дисней, но и снята скорее с оглядкой на традиции русской живописи, чем даже на традиции русской анимации. Первый фильм был кое-как оправдан тем, что был назван "соцреализмом в анимации", но после выхода следующего фильма, "Стеклянной гармоники", Хржановский был «сослан» на два года в морскую пехоту.
"Стеклянная гармоника" – это прекрасная сказка. Миром правит демон, необычный персонаж, как будто сошедший с картин Рене Магритта. На экране постоянно возникают вариации на тему знаменитых картин и скульптур. Это и персонажи, которые постепенно превращаются в героев полотен Босха, Брейгеля, Магритта, Гойи и Дюрера.
Но даже после запрета "Стеклянной гармоники" Хржановский не перестает снимать неугодные цензуре фильмы. Так, высказав идею о создании анимационного фильма на основе рисунков А. С. Пушкина, режиссер получает отказ. Оказалось, что эта оригинальная идея не соответствует специфике мультипликации. С большим трудом однако ему удалось создать трилогию по пушкинским рисункам.
Приятно наблюдать, что режиссер, рассказывающий о том, как реагировал Кулешов на его уход в мультипликацию, сам готов принимать новые методы художественной обработки изображения, новые способы съемки. Он готов принимать новое, не теряя при этом того, что было впитано им еще от отца-художника, безграничной любви к изобразительному искусству, самому разному. Напоследок, Хржановский сказал, что с 27 мая и по 12 июня в ГЦСИ пройдет его выставка, на которой буду показаны эскизы к некоторым из его мультипликационных фильмов, а также рабочие материалы к фильму "Полторы комнаты".