Ровно через месяц в Москве и Санкт-Петербурге начнутся прослушивания XIV Международного конкурса имени Чайковского. Корреспондент «НГ» выяснила, как идет подготовка к его проведению.
Представители рабочей группы говорят: никаких сбоев или чрезвычайных ситуаций нет. Сейчас заказываются билеты для участников, решаются вопросы их размещения, строятся графики приема жюри (не все будут слушать все три тура, кое-кто приедет только на финал). На сайте конкурса идет продажа билетов – оплаченные ваучеры (или квитанции об оплате) уже совсем скоро можно будет обменять на входные билеты. Стоимость билетов можно назвать гуманной – нижняя планка составляет 3 долл., верхняя – на открытие и концерт лауреатов – 120 долл. В комментарии «НГ» организаторы сообщили, что, возможно, будут предусмотрены скидки, прежде всего для студентов музыкальных училищ и вузов. Прежде на первые два тура можно было запросто пройти по студенческому билету. Прослушивания можно будет услышать и увидеть в онлайн-режиме: продюсер веб-трансляции Молли Макбрайд (у нее уже есть опыт аналогичной работы по конкурсу Вана Клиберна) сравнивает свою задачу с олимпийской – организовать одновременный показ из четырех концертных залов, которые находятся в двух городах, не так просто.
На вопрос, нет ли опасений, что Большой зал Консерватории не будет готов принять конкурс, организаторы ответили отрицательно – резерв на случай замены не готовится, церемония открытия и гала-концерт лауреатов, а также прослушивания пианистов пройдут здесь.
Также корреспонденту «НГ» сообщили, что отборочные записи участников, допущенных до первого тура, уже находятся в свободном доступе (на официальном канале конкурса на YouTube) – так что уже сейчас можно познакомиться с теми, кому предстоит бороться за звание лауреата XIV Международного конкурса имени Чайковского. В ближайшее время на официальный сайт выложат так называемые профайлы участников – то есть появится подробная информация о каждом (на данный момент известны только имена) и заявленная программа всех трех туров.
Кстати, уже по этому списку можно составить впечатление о том, насколько удалось Министерству культуры и приглашенным им Валерию Гергиеву (председатель оргкомитета) и Ричарду Родзинскому пресловутое восстановление престижа конкурса на глобальном уровне. К сожалению, привлечь большое количество участников из Западной Европы и Америки (очевидно, что преследовалась именно эта цель) в этом году не удалось. Из 121 участника девять человек из Америки (среди них – судя по именам – есть выходцы из эмигрантских семей), по трое из Италии и Франции, двое из Норвегии, по одному из Австрии, Чехии, Швейцарии. Большое количество российских участников (47), конечно, оправданно – мы не только принимаем конкурс, но и славимся хорошей школой. Но приблизительно такая же картина наблюдалась и на прошедших конкурсах. Прискорбно, что ушел логотип – пусть он был старомодным, но сущностным. В аналогичной ситуации на варшавском Конкурсе имени Шопена (многие организационные моменты заимствуются менеджментом в том числе и у поляков – проведение последнего конкурса прошедшей осенью было безупречным) добавили достаточно современной графики, но старый логотип (с факсимиле Шопена) сохранили и даже розочку (на месте точки над «i») оставили. Честно говоря, заниматься вычислением значений пяти разноцветных полосочек, завернутых в некое подобие основания скрипичного ключа, не хочется. Путь это будут, например, четыре специальности и организаторы – ведь последних пиарят не меньше, чем сам конкурс.