0
1800
Газета Культура Интернет-версия

16.05.2011 00:00:00

Без шума и ярости

Тэги: театр, премьера


Сразу три камерных спектакля по новым текстам вышли на разных московских площадках: в РАМТе, в Театре.doc и на кухне журнала «Афиша – Еда». Спектакли эти ставят вопрос не о качестве пьес, а о том, как, зачем и для кого открывают их режиссеры теперь уже с завидным постоянством.

«Лифтоненавистник» шведа Бенгта Альфорса (перевод Марии Людковской) – моноспектакль артиста Алексея Блохина на маленькой сцене РАМТа. На пятачке «черной комнаты» разместилась модель-раскладушка старого лифта, позади – экран, сбоку – окно, за створками которого – тот самый скелет в шкафу. Персонаж Блохина, швед пенсионного возраста, живущий в Хельсинки, ведет скромную холостяцкую жизнь, любимая собака умерла, не стало мудрой мамы, учившей сына, что книга – лучший друг человека. Остались воспоминания и грезы: улыбчивый пенсионер в подтяжках всю жизнь любил красавицу Грейс Келли, с которой – вот совпадение! – родился в один день. Кинодива погибла в автокатастрофе, и стареющий очкастый швед грустно показывает нам кусочек фильма с хичкоковской блондинкой. Артист Блохин в соавторстве с режиссером Галиной Зальцман к финалу убирает шведскую меланхолию. Вместо нее предлагает картину нечаянного семейно-собачьего счастья. В финальных кадрах покажут милую троицу – пенсионера, милую девушку (Наталья Левина) и вновь купленную таксу Грейс на лоне природы. Зритель уходит с чувством мира и покоя, если только интуиция не подскажет ему, что история про одинокого горожанина не так уж благостна – напротив, она про дыхание смерти, которое так остро иногда чувствует человек. Сюжет этот рифмуется с известными многим родителям историями про другого шведского меланхолика – Петсона, который живет с собакой Финдусом в деревне. Их тоже переводила Мария Людковская, и адресованы они детям, которых не так уж легко напугать – важно не бояться пугать.

«Боги пали» британки югославского происхождения Сельмы Димитриевич в постановке Виктора Рыжакова (продюсерский проект фестиваля «Любимовка», и конкретно – критика Елены Ковальской) – тоже про смерть, близкую и жестокую. Две женщины, мать и дочь, многократно повторяют один и тот же текст с вариациями: пила ли ты чай, мылась ли ты, писала ли ты опять в ванну, куда делся твой бой-френд и почему ты не любишь тетю. В финале похожий, но уже изменивший тональность диалог повторяется после скоропостижной смерти матери. Актрисы Светлана Иванова-Сергеева и Ольга Сухарева с холодной изысканностью разыгрывают привычный ритуал любви-ненависти – не тратясь на слова и открытую эмоцию, зато так откровенно, как только и могут позволить себе мать и дочь.

Рыжакова и двух его отличных актрис пленяет не столько психоаналитическая подоплека пьесы Димитриевич, сколько лаконичность и ритм текста. Сыгранные в огороженном легкими ширмами квадрате посреди кухни журнала «Афиша – Еда», получасовые (!) «Боги пали» отнюдь не игнорируют пространство: отработав свой крутой дуэт, актрисы садятся спиной к зрителю за стол и едят салат. Обыденность этого «акта» примиряет с истеричностью пьесы, героини которой так и не смогли нормально выпить чаю.

Автор документального «Шума» в Театре.doc, драматург Екатерина Бондаренко вместе с актером Владимиром Терещенко отправилась в Челябинскую область, городок Верхний Уфалей, и поговорила с прямыми и косвенными свидетелями драмы двухгодичной давности – когда 16-летний парень убил из обреза одноклассника. Убил якобы за кляксу, но спектакль Талгата Баталова тем и хорош, что обманывает наши ожидания и вместо внятных объяснений в духе «почему и зачем», дает ответы куда более сложные. Лучшая роль в «Шуме» - у скромного отца главного героя, который ездит к сыну в закрытую психиатрическую клинику под Смоленск, возит продукты от бабушки и пытается понять, что за человек его сын. Мужчину играет тот самый Терещенко, который брал интервью у настоящего отца уфалейского убийцы, и их диалоги с сыном (Алексей Маслодудов) на больничной койке – поразительная перверсия «достоевских» тем на сегодняшний лад. Выясняется, что у мальчика есть идеи, что убил он не из-за кляксы, что объяснять он ничего не будет, потому что вопрос «из-за чего?» считает неверным вопросом, что бабка ему запрещала «слишком много читать», а мать не научила разбираться в автомобильных механизмах. Становится ясным и главное – что у отца тоже есть идеи, и он готов взорвать этот ненужный Уфалей ко всем чертям. В «Шуме», по-доковски минималистской работе с маленькими вкраплениями видео, схвачено главное – увлекательная и трагическая драматургия случая из жизни.

Все три «комнатные», вполне себе семейные истории, такие разные по языку, оказались близки друг другу. Все они – про смерть. Точнее – про наше отношение к собственной и чужой смерти, про невозможность поверить в смерть матери и в легко принятое решение нажать курок, если так нужно. И в этом нет никакого пафоса: смерть утоплена в жизни, это обыденная вещь, с которой, если обладать темпераментом шведского пенсионера, можно вполне смириться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
522
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2244
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1474
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1101

Другие новости