Мариинский театр завершил XI балетный фестиваль. В этом году он выглядел не то чтобы буднично, но особых художественных откровений не представил.
Конечно, свое дело сделала привычка. Уже не новинка – обойма гастролеров в мариинских спектаклях. Привычна приуроченная к фестивалю балетная премьера. Только концепция стала терять четкость.
Прежде всего сказалась ограниченность фестивального репертуара. Это азартная Орели Дюпон могла приехать и специально разучивать местную постановку балета «Ромео и Джульетта». Больше такого не повторилось. Все гастролеры танцуют то, что отличается лишь нюансами редакций. Получается замкнутый круг. «Жизель», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Спящая красавица»┘ В результате отличием одного фестиваля от другого становятся только премьеры, не случайно нынешнюю – «Парк» показали три раза. Еще выручает заключительный гала – но и здесь все больше повторов и меньше продуманности программы – ну примерно как «с миру по нитке».
Фестивальных спектаклей в этом году получилось больше, чем иностранных гастролеров, «Спящую красавицу» выручал Дмитрий Гуданов из «ближнего зарубежья» – Большого театра, а «Ромео и Джульетта» шел и вовсе своими силами. «Ромео», впрочем, главная интрига фестиваля. Когда объявили, что Джульетту будет танцевать Ульяна Лопаткина, даже те, до кого доходили слухи о давних мечтах примы в этом направлении, восприняли новость недоверчиво. Не знаю, действительно ли причиной замены главных исполнителей послужила официально объявленная травма партнера, но в результате Олеся Новикова исполнила одну из своих лучших ролей в фестивальном полнометражном спектакле (а не только маловразумительный «затуманенный» номер на гала). А Евгений Иванченко вновь подтвердил свою репутацию «палочки-выручалочки».
Еще две ведущих балерины нового поколения станцевали по спектаклю вдобавок к премьерному «Парку». «Спящая красавица» у Виктории Терешкиной – компромиссный вариант: получив статус примы, она выбирает исключительно лирический репертуар, и стала значительно тоньше и нежнее – в сравнении с самой собою прежде. Но по-прежнему между этим репертуаром и артисткой остается большой допуск. Во всяком случае, досадно, что на гала не она танцевала па де де на музыку Обера, а партию Гамзатти исполнила не в спектакле, а лишь в виде па де де, да и то на «соседнем» фестивале «Dance Open».
Екатерина Кондаурова в «Лебедином озере» танцевала с Дэвидом Холбергом (АВТ). Наглядный пример того, как выглядит артист при полном соответствии амплуа и роли – такие романтики-принцы «до кончиков ногтей» редкость в современном театре. И как мастерство помогает найти подходящую индивидуальности трактовку роли – Одетта Кондауровой не только трепетный лебедь, но прежде всего королева.
Четвертая лидирующая балерина этого поколения Алина Сомова была в одноактном репертуаре – и проиграла по сумме впечатлений: в премьере «Without» солисты были неотличимы друг от друга, дуэт «В ночи» и финальные «Бриллианты» выглядели рядовыми.
Мужской ведущий состав в больших спектаклях с гастролерами – Денис Матвиенко в «Дон Кихоте» и Владимир Шкляров в «Баядерке». Шкляров, не так давно переведенный в ранг премьера, похоже, старательно сохраняет наработанные к этому моменту качества, безупречные танцевальные моменты вроде красивых больших прыжков отважно чередуя с моментами «отдыха» между танцами, да иногда и в процессе, а мальчишеский азарт – с драматизмом школьного уровня. Роберта Маркез (Ковент-Гарден) по амплуа и фактуре в мариинских стандартах подошла бы для партии ману. Никия у нее получилась без особого размаха, вполне человечной, с мелодраматическими чувствами и хорошей устойчивостью.
«Дон Кихот» с Эшли Боудер (NYCB) и Денисом Матвиенко прошел довольно спокойно. Похоже, оба больше старались танцевать, чем играть. Да и весь спектакль шел слегка замедленно. Моменты истины и азарта возникали лишь во время танцев Эспады (Карэн Иоаннисян) – одного из лучших выступлений фестиваля. Остальной «принимающий» состав на фестивале был очень неравномерным. Никогда еще в событийных спектаклях не появлялось так много неуверенных, не справляющихся со своими партиями исполнителей.
Лучший дуэт фестиваля – гастрольный. Алина Кожокару и Йоханн Кобборг в «Жизели» уже выступали на одном из прошлых фестивалей. «Вторая попытка» напоминала прежнюю тонкой проработкой ролей – в дуэтном согласовании, чутким партнерством, танцевальной осмысленностью. Дуэт встроился в существующий танцевальный механизм мариинского спектакля, не растворившись в общем фоне, но отличаясь волнующей «инакостью» и «настоящестью» - органичностью сценического существования.
А образец стиля представила в заключительном гала Вингсэй Вальдес (Кубинский национальный балет). Это первая Кармен на петербургской балетной сцене, которая не то, что придумал себе о ней Хозе, а женщина из плоти и крови. Испорченная девчонка (даже с каким-то браслетом на щиколотке), коренастая, плотненькая, притягательная, как омут естества, очень по-детски пугающаяся в сцене гадания, как ребенок, старающийся приладить на место отломанную у куклы руку. Из всего мариинского спектакля понять такую Кармен пытался один Евгений Иванченко – Тореро. Остальные существовали в каком-то параллельном измерении.
Концертная программа особых открытий не принесла. Те, кто уже выступал на фестивале, подтвердили «большие» впечатления. Дэвид Холберг был удивительно пластичен в «Танце блаженных душ». Алина Кожокару и Йоханн Кобборг показали великолепное актерское и дуэтное мастерство в маловразумительном фрагменте из «Майерлинга». Эшли Боудер выдала весь азарт и изысканную точность стиля в баланчинской «Тарантелле». Доехавший «к раздаче» Фридман Фогель демонстрировал пантомимную пластичность. Мариинский состав выглядел, словно выбор выступлений отдали «на откуп» артистам, не озаботившись художественным впечатлением в концерте. Ульяна Лопаткина пригласила партнера подходящего роста для «Фрагментов одной биографии (но все равно не выглядела миниатюрной). Анастасия Матвиенко в очередной раз не справилась с па де де на музыку Обера – но и Игорь Колб на удивление здесь выглядел не лучшим образом.
Первоначально следующий фестиваль начинал готовиться уже во время идущего. Главные мировые звезды, как правило, составляют график выступлений даже не на один год вперед. Теперь же, похоже, о том, что через год опять будет фестиваль, не вспоминают, пока не начинают составлять подробную афишу – а это в Мариинке делается на не слишком отдаленную перспективу. Удивительно ли, что даже премьера, открывающая фестиваль, определяется едва ли не за месяц до его начала. А намеченные выступления отменяются. Похоже, фестиваль пока держится на прежней репутации, но Мариинка не заботится о ее поддержании.