Закончился март, мы снова подводим «итоги». Напомним, что по 10-балльной системе оцениваются сценарий, режиссура, актерская работа и «внешний вид» или картинка. Также основные эмоции, возникшие при просмотре фильма. Кроме того, мы оцениваем фильм и с точки зрения наличия либо отсутствия политической конъюнктуры. Последний аккорд – краткая формулировка, которую мы готовы предложить для гипотетической краткой энциклопедии кино. По сумме набранных очков выбираем лучший фильм месяца.
1. В субботу, Александр Миндадзе
Сценарий – 10
Режиссура – 9
Актерская игра – 9
Картинка – 10
Эмоции: от смятения на экране хочется себя оградить, но не получается.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: Миндадзе, проводя зрителя по временному коридору останавливается в поворотной точке: 26 апреля 1986 года, в городке Припять только что начался «Чернобыль», но об этом знают немногие, среди них – главный герой, вместе с ним на протяжении ста экранных минут мы пытаемся надышаться жизнью, жадно глотая отравленный воздух, отчаянно закрываясь от катастрофы в бытовых субботних радостях.
38 очков
2. Обратное движение, Андрей Стемпковский
Сценарий – 7
Режиссура – 8
Актерская игра – 8
Картинка – 7
Эмоции: мрачная провинция, как же все безысходно.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: драма Стемпковского – заведомо желанный гость на фестивалях, уже из-за фестивально привлекательной завязки, соединяющей военную тему, проблемы российской провинции и семейный конфликт, который собственно тут наиболее интересен: он построен на молчаливо-напряженной разобщенности, возникшей, когда пропавший без вести сын вернулся с войны и обнаружил, что мать приютила бездомного мальчишку-гастарбайтера.
30 очков
3. Не отпускай меня, Марк Романек
Сценарий – 7
Режиссура – 7
Актерская игра – 7
Картинка – 7
Эмоции: грустно должно быть, но больно уж грусть натужная.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: экранизация одноименного бестселлера Кадзуо Исигуры «Не отпускай меня» ведет нас тропами альтернативной реальности в другую Англию 1990-х, тут практикуют клонирование, создают интернаты для клонов, где те живут в ожидании момента, когда их пустят на органы; фильм мог бы стать интересным, если бы, например, сделать грусть персонажей-клонов более осмысленной или нарастить обороты в любовной коллизии, задуматься и проработать геометрию основного любовного треугольника.
28 очков
4. Запрещенный прием, Зак Снайдер
Сценарий – 6
Режиссура – 7
Актерская игра – 6
Картинка – 7
Эмоции: моментами ярко и с фантазией, а в целом скучно.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: в фильме подчеркнуто нет никакой литературной основы (что нехарактерно для Зака Снайдера), правда, есть история, которая все равно наседает своей вторичностью – мы ее много раз видели в разновеликих триллерах, хоррорах, – про девочку, ее после смерти матери злобный отчим запер в психушку, от безысходности она выдумывает себе фантазийный мир, где борется во имя добра; этот мир режиссеру нравится, он заселяет туда разных причудливых тварей, но как закончить фильм, все равно не знает.
26 очков
5. Служебный роман, Сарик Андреасян
Сценарий – 5
Режиссура – 6
Актерская игра – 6
Картинка – 5
Эмоции: пустовато, мелковато.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: режиссеру Андреасяну, а также целой группе продюсеров захотелось «подновить» якобы устаревший фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977); результат, как и ожидалось, вышел тот еще: да, теперь в офисе у госпожи Мымры есть компьютеры, вместо секретарши – манерный молодой человек, а квартирники выросли в корпоративные поездки в Турцию, зато игра актеров не стыкуется, диалоги, вроде бы списанные, теряют остроту, а у зрителя остается вопрос (не только к фильму) – неужели так все измельчало.
22 очка