Американские чистые линии.
Фото с официального сайта фестиваля.
На Новой сцене Большого театра проходят в эти дни гастроли American Ballet Theatre – они приехали в Москву, чтобы выступить в рамках II Международного фестиваля Ростроповича.
Поскреби американца – найдешь русского. А балетных и скрести-то долго не придется. Речь не только о создателе американского стиля и одной из самых значительных трупп США – New York City Ballet – Джордже Баланчине. Второй заокеанский супер-бренд – American Ballet Theatre – тоже родился и окреп не без нашего участия. Компания (тогда она называлась Ballet Theatre) была организована в 1940-м на базе гастрольного коллектива Mordkin Ballet, созданного в конце 1930-х в Нью-Йорке бывшим солистом Большого театра, знаменитым хореографом и педагогом Михаилом Мордкиным. Ученица и спонсор Мордкина Люсия Чейз и менеджер его труппы Ричард Плезант в новом проекте соединили популярность русской школы с американскими перфекционизмом и практицизмом. Спектакли непременно должны быть хороши и (но!) непременно должны окупаться. Неуклонно следуют в АВТ и предварявшему некогда его открытие рекламному слогану: «Величайшие балеты всех времен как результат величайшего в истории балетного театра сотрудничества постановщиков». В компании нет должности главного балетмейстера. Здесь собирают и сохраняют лучшее в мировом балете, то и дело пополняя коллекцию. За 70 лет репертуар наряду с классикой XIX века включал балеты Михаила Фокина, Леонида Мясина, Джорджа Баланчина, Энтони Тюдора, Джерома Роббинса, Твайлы Тарп. Танцевать приглашали лучших из лучших со всех концов света. В том числе Алисию Алонсо, Наталью Макарову, Рудольфа Нуриева, Михаила Барышникова (руководил труппой в 1980-х), Александра Годунова, Нину Ананиашвили, Диану Вишневу.
Сегодня в числе принципалов и солистов АВТ рядом с артистами из США, Аргентины, Кубы, Бразилии, Италии, Испании, Японии, Южной Кореи, Уругвая – уроженцы Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Киева. На вопрос о стиле прославленной труппы арт-директор Кевин МакКензи отвечает: «Энергия сообщества при предельном индивидуализме».
Гастроли АВТ – безусловно, одно из самых громких событий сезона. Маэстро Ростропович не был балетоманом, но в любом деле уважал качество. Руководствуясь этим принципом при составлении программы, организаторы II Международного фестиваля Ростроповича не могли сделать лучшего выбора. Тем более что АВТ не был в Москве полвека.
В гастрольный вечер включили постановки, представляющие разные стили и эпохи, начав с того, чем, кажется, эффектнее было бы закончить. «Тема с вариациями», балет дивной красоты и феерической сложности, сочиненный в 1947 году Баланчиным на музыку Петра Чайковского, установил планку на такой высоте, какую не в силах взять даже самые успешные из современных хореографов.
Хотя исполнительница центральной партии Джиллиан Мерфи опасалась накануне спектакля, совладает ли с покатой московской сценой (в США все балетные сцены абсолютно плоские), ей это почти удалось. Не говоря о Дэвиде Холберге, для которого сцена Большого театра не новость, а трудностей (ни технических, ни художественных), кажется, вовсе не существует. Редкое сочетание danse noble и абсолютной естественности, умение найти индивидуальное даже в самом общем наброске, слышать музыку, улавливая не сюжет, а некую чувственную идею, позволили Холбергу придать особое звучание и «Семи сонатам» Доменико Скарлатти. Москвичи увидели, наконец, этот первый опыт бывшего худрука Большого балета Алексея Ратманского в качестве хореографа-резидента АВТ.
В рамках гастролей на сцене Большого театра состоялась и мировая премьера. Постановщик танцев в нашумевшем фильме «Черный лебедь» Бенжамен Милльпье посвятил Мстиславу Ростроповичу балет «Тройка» – ловко сработанный микст классических, contemporary и джазовых па на музыку Иоганна Себастьяна Баха в живом сопровождении виолончели. Яркое подтверждение того, что классные танцовщики (Александр Хаммуди, Даниил Симкин, Саша Радетский) и музыкант (Александр Князев) способны выигрышно подать и вещицу вполне заурядную.
Начав шедевром Баланчина, словно возвращающим к золотым временам русского императорского балета, закончили вечер представлением чисто американским – визитной карточкой АВТ в духе бродвейского мюзикла «Матросы на берегу». В 1944 году этот балет на музыку Леонарда Бернстайна поставил сын иммигрантов из России Джером Роббинс.