0
1877
Газета Культура Интернет-версия

31.03.2011 00:00:00

Поскреби американца – найдешь русского

Тэги: фестиваль, ростропович, большой театр, балет


фестиваль, ростропович, большой театр, балет Американские чистые линии.
Фото с официального сайта фестиваля.

На Новой сцене Большого театра проходят в эти дни гастроли American Ballet Theatre – они приехали в Москву, чтобы выступить в рамках II Международного фестиваля Ростроповича.

Поскреби американца – найдешь русского. А балетных и скрести-то долго не придется. Речь не только о создателе американского стиля и одной из самых значительных трупп США – New York City Ballet – Джордже Баланчине. Второй заокеанский супер-бренд – American Ballet Theatre – тоже родился и окреп не без нашего участия. Компания (тогда она называлась Ballet Theatre) была организована в 1940-м на базе гастрольного коллектива Mordkin Ballet, созданного в конце 1930-х в Нью-Йорке бывшим солистом Большого театра, знаменитым хореографом и педагогом Михаилом Мордкиным. Ученица и спонсор Мордкина Люсия Чейз и менеджер его труппы Ричард Плезант в новом проекте соединили популярность русской школы с американскими перфекционизмом и практицизмом. Спектакли непременно должны быть хороши и (но!) непременно должны окупаться. Неуклонно следуют в АВТ и предварявшему некогда его открытие рекламному слогану: «Величайшие балеты всех времен как результат величайшего в истории балетного театра сотрудничества постановщиков». В компании нет должности главного балетмейстера. Здесь собирают и сохраняют лучшее в мировом балете, то и дело пополняя коллекцию. За 70 лет репертуар наряду с классикой XIX века включал балеты Михаила Фокина, Леонида Мясина, Джорджа Баланчина, Энтони Тюдора, Джерома Роббинса, Твайлы Тарп. Танцевать приглашали лучших из лучших со всех концов света. В том числе Алисию Алонсо, Наталью Макарову, Рудольфа Нуриева, Михаила Барышникова (руководил труппой в 1980-х), Александра Годунова, Нину Ананиашвили, Диану Вишневу.

Сегодня в числе принципалов и солистов АВТ рядом с артистами из США, Аргентины, Кубы, Бразилии, Италии, Испании, Японии, Южной Кореи, Уругвая – уроженцы Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Киева. На вопрос о стиле прославленной труппы арт-директор Кевин МакКензи отвечает: «Энергия сообщества при предельном индивидуализме».

Гастроли АВТ – безусловно, одно из самых громких событий сезона. Маэстро Ростропович не был балетоманом, но в любом деле уважал качество. Руководствуясь этим принципом при составлении программы, организаторы II Международного фестиваля Ростроповича не могли сделать лучшего выбора. Тем более что АВТ не был в Москве полвека.

В гастрольный вечер включили постановки, представляющие разные стили и эпохи, начав с того, чем, кажется, эффектнее было бы закончить. «Тема с вариациями», балет дивной красоты и феерической сложности, сочиненный в 1947 году Баланчиным на музыку Петра Чайковского, установил планку на такой высоте, какую не в силах взять даже самые успешные из современных хореографов.

Хотя исполнительница центральной партии Джиллиан Мерфи опасалась накануне спектакля, совладает ли с покатой московской сценой (в США все балетные сцены абсолютно плоские), ей это почти удалось. Не говоря о Дэвиде Холберге, для которого сцена Большого театра не новость, а трудностей (ни технических, ни художественных), кажется, вовсе не существует. Редкое сочетание danse noble и абсолютной естественности, умение найти индивидуальное даже в самом общем наброске, слышать музыку, улавливая не сюжет, а некую чувственную идею, позволили Холбергу придать особое звучание и «Семи сонатам» Доменико Скарлатти. Москвичи увидели, наконец, этот первый опыт бывшего худрука Большого балета Алексея Ратманского в качестве хореографа-резидента АВТ.

В рамках гастролей на сцене Большого театра состоялась и мировая премьера. Постановщик танцев в нашумевшем фильме «Черный лебедь» Бенжамен Милльпье посвятил Мстиславу Ростроповичу балет «Тройка» – ловко сработанный микст классических, contemporary и джазовых па на музыку Иоганна Себастьяна Баха в живом сопровождении виолончели. Яркое подтверждение того, что классные танцовщики (Александр Хаммуди, Даниил Симкин, Саша Радетский) и музыкант (Александр Князев) способны выигрышно подать и вещицу вполне заурядную.

Начав шедевром Баланчина, словно возвращающим к золотым временам русского императорского балета, закончили вечер представлением чисто американским – визитной карточкой АВТ в духе бродвейского мюзикла «Матросы на берегу». В 1944 году этот балет на музыку Леонарда Бернстайна поставил сын иммигрантов из России Джером Роббинс.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1338
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
848
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
604
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
842

Другие новости