На открытии фестиваля аплодировали не только дирижеру, но еще и Лужкову...
Фото РИА Новости
Фестиваль Мстислава Ростроповича открыла Девятая симфония Бетховена в исполнении Российского национального оркестра. А в следующий вечер здесь же, в Концертном зале имени Чайковского, оркестр Большого театра исполнил ее наследницу – Первую симфонию Брамса.
В каком-то смысле все романтические симфонии – наследницы Девятой Бетховена. Но брамсовский опус идет отдельной строкой: композитор питал такой огромный пиетет перед этим жанром, что очень долго не решался вообще подступиться к симфонии, а когда все же отважился, отдал дань Бетховену и процитировал знаменитую тему «Оды к радости» из его последней великой симфонии. Те, кто был на обоих концертах, быть может, почувствовали эту особенную связь.
Правда, исполнение могло быть и более внятным. В обоих случаях пострадали концепции – вроде бы все на месте, и темпы, и нюансы, и характеры, а впечатление блеклое. Кристоф Эшенбах, главный дирижер Вашингтонского национального симфонического оркестра, отличился в скерцо – оно вышло нервным, словно наэлектризованным (в меру, конечно); а вот ансамбль солистов совсем подкачал: удачные меццо Ларисы Дядьковой и тенор Брайана Химела не сложились в квартет с неровными сопрано Даниэлы Бруэра и баритоном Ноэ Колина.
Василию Синайскому лучше всего удалась, пожалуй, триумфальная кода симфонии. Если Российский национальный знает бетховенский опус назубок, то оркестр Большого выглядел очень неуверенно. Быть может, не хватило репетиций, быть может, непросто идет «притирка» к руке нового худрука, а может, его авторитет давит. Это чувствовалось и в первом отделении концерта, где прозвучали три не самых известных сочинения Брамса: Трагическая увертюра, Рапсодия для альта, мужского хора и оркестра и «Песнь судьбы» для оркестра и хора. В Рапсодии солировала Мария Горцевская – выпускница Санкт-Петербургской консерватории, из ее последних работ: Ольга в «Евгении Онегине» (Берлинская государственная опера), Вельгунда в «Золоте Рейна» (Ла Скала), Федор в «Борисе Годунове» (опера Ниццы). Не сказать, что послужной список внушительный, но международная карьера налицо. В Брамсе ей не хватило кантилены, возможно, партия низковата для меццо, но в одном она была просто на высоте – пела именно немецкого композитора, плотным звуком, без вибрации, отчетливо произносила текст, который, складывалось впечатление, даже понимала. В общем, Горцевская показала уровень, которого добиваются не все русские певицы, когда речь идет о немецкой музыке – Брамсе, Вагнере или Рихарде Штраусе. Кажется, в планах Василия Синайского и Большого театра «Кавалер Розы»?..
И напоследок, фестиваль Ростроповича уже по традиции начался «с выходов»: конечно же, стоя зал приветствовал Галину Вишневскую и Наину Ельцину. Президента с супругой не дождались (по неофициальной информации «НГ», их визит планировался), а потому можно было начинать. Смолкли аплодисменты, как вдруг снова началось необычное оживление. «Лужков!» – охнул зал и практически овацией встретил опального мэра.