2011-й объявлен годом Михаила Ивановича Туманишвили. Но эпоха выдающегося грузинского режиссера и педагога не ограничивается каким-то отрезком времени. Живы спектакли Михаила Туманишвили, все еще идущие на сцене театра киноактера его имени – «Наш маленький городок» и «Свиньи Бакулы». Его труды изданы и переизданы, а «Введение в режиссуру (Пока не началась репетиция») - настольная книга для многих профессионалов театра.
Но главное – в другом. Уроки Михаила Ивановича, усвоенные в репетиционных залах театров и аудиториях театрального вуза, сегодня продолжают жить в работах его многочисленных учеников – актеров и режиссеров, его эстетические и нравственные принципы не забыты. Спектакль «Наш маленький городок» Т. Уайлдера, показанный в рамках юбилейных дней, удивил своей неувядаемой молодостью, современным звучанием. Удалось сберечь – как свечу на ветру – атмосферу спектакля, тончайшие нити взаимоотношений между персонажами, сохранить высокую амплитуду чувств, радостных и горьких, и ощущение вечности. В постановке самыми простыми сценическими средствами выражена мысль о том, что нет жизни и смерти – есть бесконечный поток духовной субстанции.
Михаил Туманишвили создал театральную школу, основанную на твердой методологической базе. Был приверженцем системы Станиславского, учился у Георгия Товстоногова – также последователя этой системы, если иметь в виду систему воспитания, театрального мировоззрения. Но при этом «хотел делать по-своему». «Вы работаете по методу Станиславского? – спрашивают меня, а я не знаю, что сказать. Надо бы ответить, наверное, так: я стараюсь прислушиваться к его советам, но не только его┘» - говорил режиссер. Михаил Иванович создал свой метод воспитания актеров и режиссеров в университете театра и кино им. Ш. Руставели. Подавляющее большинство актеров, режиссеров нескольких поколений, определивших высокий профессиональный уровень в грузинском театре, - ученики Туманишвили.
- Он был довольно сложным человеком, и общаться с ним было совсем не легко, - говорит ректор Тбилисского государственного университета театра и кино им. Ш. Руставели, режиссер, ученик Туманишвили, Георгий Маргвелашвили. - Не секрет, что сложность характера формируется обстоятельствами жизни. Михаил Иванович прожил очень не простую жизнь, начиная с юности, когда он, будучи военнообязанным, принял участие в чудовищной бойне, известной миру как Вторая мировая война. Он был не только участником боев, но и оказался в плену, в концлагере, был приговорен к смерти, и его спасло чудо. Михаил Иванович бежал из лагеря вместе со своими товарищами. Потом был снова фронт, тяжелейшие ранения, контузия и месяцы, проведенные в госпитале, на грани жизни и смерти. Ранение его оказалось настолько серьезным, что он был демобилизован и вернулся домой. По возвращении он поступил в театральный институт имени Ш. Руставели. Михаил Иванович обожал своего учителя Георгия Товстоногова, всю жизнь был благодарен ему за все, что тот ему передал.
После окончания учебы молодой режиссер пришел в театр имени Ш. Руставели. В своих спектаклях того времени, вместе с актерами-единомышленниками, известными как «швидкаца», он совершил в грузинском театре настоящий театральный переворот.
Более двадцати лет Туманишвили был лидером грузинской театральной режиссуры. К сожалению, все это закончилось так, как обычно происходит в театрах: пришло новое поколение, воспитанное им же самим. И Туманишвили пришлось уйти из театра.
- Он воспитывал в своих учениках те же идеалы, то же творческое мировоззрение, приверженцем которых являлся сам, - рассказывает Г. Маргвелашвили. - При этом ничто новое не было для него чуждо. Чаще всего мастера, уже сказавшие свое веское слово в искусстве, болезненно реагируют на всякие новшества, на все, что вызывает перемены, ломку устоявшихся ценностей. С ним этого не происходило – Михаил Иванович очень легко воспринимал все новое, с юмором относился ко многим вещам в жизни, и это, видимо, помогало ему спокойно принимать и то, что по своей сути и по своей эстетике было для него, возможно, неприемлемо. Туманишвили говорил: «Ну что ж! И это имеет право на существование!» Но это не мешало ему настойчиво пропагандировать и внедрять то, что он считал правильным и важным. Единственное, по отношению к чему Михаил Иванович не допускал компромисса, был непрофессионализм. Как только он видел непрофессионализм актеров или режиссеров, это его выводило из себя. В творчестве Туманишвили никогда не допускал компромиссов, был абсолютным максималистом, и это тоже создавало определенные сложности в отношениях с ним. В своих спектаклях, в своих группах, в которых Михаил Иванович преподавал, он всячески боролся против дилетантизма. Не требованием запретить что-то, а делом.
До войны Михаил Иванович мечтал стать архитектором, и это ему в дальнейшем помогало в творчестве. Даже в книгах он использовал свои рисунки как иллюстративный материал. После ухода из театра Руставели Туманишвили в течение нескольких лет был без работы. А потом его друзья – кинорежиссер, директор киностудии «Грузия-фильм» Резо Чхеидзе и сокурсник Акакий Двалишвили – предложили ему создать при киностудии театр. По замыслу, это должна была быть театральная лаборатория, мастерская актерского искусства – без систематического репертуара и необходимости готовить и каждый день играть спектакли. В этой мастерской актеры, киноактеры в перерыве между съемками должны были совершенствовать свое мастерство. Внимание было уделено именно исследованию и развитию элементов актерского мастерства. Эта лаборатория была создана в 1987 году, и ее костяком стал последний к тому времени выпуск Туманишвили – экспериментальная группа актеров и режиссеров. У этого курса был замечательный репертуар. Со временем эта мастерская сформировалась как репертуарный театр - один из лучших театров в Грузии, и не только. Спектакли «Дон-Жуан» Мольера, «Свиньи Бакулы» Клдиашвили, «Наш городок» Уайлдера обошли весь мир. «Дон-Жуан» был представлен на всех континентах земного шара, с огромным успехом показан на крупнейших фестивалях, объехал с гастролями всю Латинскую Америку, Австралию, Новую Зеландию. Театр несколько раз был представлен на Эдинбургском фестивале разными постановками.
Туманишвили, формировавший грузинское сценическое искусство в 50-е годы и вынужденный оставить театр Руставели, получил возможность создать свой, новый театр. И сделал это, превратив свое детище в один из лучших театров. Он работал там до самой смерти и одновременно преподавал в театральном университете режиссуру и актерское мастерство. Он выпустил с 1949 года до своей кончины в 90-е годы огромное количество режиссеров и актеров:
- Почти вся грузинская режиссура старше 30 лет, ее лучшая часть, - ученики Михаила Туманишвили или, во всяком случае, работали вместе с ним. Он сам всегда говорил, что настоящая учеба начинается в театре, когда ты находишься рядом с педагогом-режиссером. Невероятный успех грузинского театра в 70-е годы, триумфальный ход театра Руставели уже после того, как Туманишвили его оставил, Роберта Стуруа и его актеров, – все это напрямую связано с Михаилом Туманишвили. Костяк театра Руставели, прославившегося на весь мир, - это и есть ученики мастера. Один из лучших режиссеров, худрук БДТ имени Г. Товстоногова Темур Чхеидзе, - также один из любимых учеников Михаила Ивановича. Фактически во всем, что составляет феномен грузинского театра XX века, гигантская доля принадлежит Туманишвили. Это театральное шествие начинали Котэ Марджанишвили и Сандро Ахметели, продолжил Додо Алексидзе. А вся вторая половина XX века прошла под знаком Михаила Туманишвили и, позднее, Роберта Стуруа и Темура Чхеидзе. Для меня Туманишвили – это позвоночник, основа, на которой все и выстроилось во второй половине XX столетия. Теперь это продолжается в части учеников учеников Михаила Ивановича. Основанный Туманишвили и носящий его имя театр киноактера укомплектован сегодня профессионалами самого высокого класса.