«Сюита в белом» – гимн танцу.
Фото Себастьяна Марте
Всего-то полгода не дотянули до славного юбилея – 20-летия последних гастролей балета Парижской Национальной оперы в Москве. Гастроли 1991 года для парижан были четвертыми (первые состоялись в июне 1958-го), но история взаимоотношений французского и русского балета куда древнее.
Родившийся в Италии классический балет пышным цветом расцвел во Франции при короле-солнце Людовике XIV, который и основал в 1669 году Королевскую академию музыки (первое название Парижской оперы). Французские педагоги и балетмейстеры принесли классическую школу в Россию еще при Анне Иоанновне. В 1738-м Жан-Батист Ланде открыл в Петербурге балетные классы (ныне Академия имени А.Я.Вагановой), и понеслось. Дидло, Перро, Сен-Леон. Оттачиваемые ими каноны русского академизма в совершенстве воплотились в шедеврах Мариуса Петипа. Московскому Большому театру более четверти века отдала француженка Фелисите-Виржини Гюлен-Сор. В самой же Франции тем временем искусство балета пришло в упадок. Интерес к нему возродили Дягилевские сезоны. Слава Парижской оперы в ХХ столетии связана с именами возглавлявших ее Сергея (Сержа) Лифаря и Рудольфа Нуреева. На протяжении всего прошлого века негласное соревнование лучших в мире классических трупп – Парижской оперы, Мариинского и Большого театров – продолжалось. Продолжается и теперь.
Поругивая по обыкновению наших, мы ни секунды не сомневаемся: истинно европейского блеска им, конечно, не достичь. Читая об успехах зарубежных гастролей, понимающе улыбаемся: мол, знаем мы этот покровительственный интерес просвещенной публики к темпераментным дикарям. Крепнуть этому чувству и впредь, если подобные визиты продолжатся с периодичностью раз в 20 лет.
Организаторы стремились «максимально показать новое поколение артистов Парижской оперы». Если опять же учитывать прошедшее двадцатилетие, то новым для нашей публики можно, безусловно, считать и поколение этуалей (звезда, высшее звание балетного артиста в иерархии Парижской оперы) предпенсионного и пенсионного возраста (36–41 год), представители которого в основном и приехали в Москву.
Желая «представить в развитии историю французской хореографии в ХХ веке», в программу первого вечера включили три одноактных балета, среди которых самый свежий – «Арлезианка» на музыку Жоржа Бизе по мотивам пьесы Альфонса Доде – создан в 1974 году. Премьера в Парижской опере состоялась в 1997-м. Жереми Белингар и Клермари Оста исполнили неотвратимо устаревающую хореографию Ролана Пети с чувством. А финальное соло Белингара (его герой Фредери не смог забыть очерненную любимую и жениться на нелюбимой) окупило ожидание непомерно оттянутой трагической развязки.
Окаймляли балет Пети два признанных хита. «Сюиту в белом» Лифарь поставил в Парижской опере в 1943 году. На музыку Эдуарда Лало он создал гимн «чистому танцу», как сам говорил – «череду маленьких технических этюдов, самостоятельных хореографических набросков, объединенных общим неоклассическим стилем». Видно, как мучительно старался хореограф быть самостоятельным, уйти от «белого балета», канонизированного его предшественниками – французами и русскими. И лишь когда забывал об эмансипации, а порой даже и о том, что то или иное кто-то до него уже сочинил, парадоксальным образом выходил к истинной гармонии. Об исполнителях этого не скажешь. Техничные, но напряженные, они работали добросовестно, но без так ожидаемых всеми блеска и шарма. Только когда на сцену в Мазурке выпорхнул Матье Ганьо (один из немногих среди нынешних гостей, кто приехал в Москву в расцвете своих 28 лет), стало ясно: жив еще курилка – французский стиль. Заслуженные аплодисменты сорвали в Адажио и Изабель Сьяравола, и роскошно стареющий Жозе Мартинез (вскоре ему вновь предстоит обратиться в Хосе Мартинеса, возглавив на родине Национальный балет Испании, вслед за Начо Дуато).
Но взорвался зал, естественно, с финальным аккордом «Болеро». Морису Равелю, а в 1961 году и его тезке Морису Бежару удалось создать истинный шедевр (премьера в Парижской опере состоялась в 1970-м). Подарок балетным и их проклятье. Мощь и манкость этой ворожбы во всем великолепии умел передать лишь гениальный солист бежаровской труппы «Балет ХХ века» Хорхе Донн. Его божественная сила в этом дьявольском ритуале рвется и через экран (к счастью, «Болеро» с Хорхе Донном очень качественно зафиксировано на пленке). С ним трудно соперничать даже такому гиганту, как Николя Ле Риш. Впрочем, в свои 39 он в отличной форме.
15–17 февраля на Новой сцене Большого театра гости представят балет «Парк» на музыку Вольфганга Амадея Моцарта в постановке Анжелена Прельжокажа. Те, у кого осенняя премьера «Апокалипсиса» вызвала недоумение, увидят совсем иного Прельжокажа – в атласе и кружевах, стилиста и ирониста. Больше француза, чем французы по крови.