Заканчивается январь, и мы подводим итоги. По 10-балльной системе оцениваются: сценарий, режиссура, актерская работа и «внешний вид», или картинка. Также основные эмоции, возникшие при просмотре фильма. Кроме того, мы оцениваем фильм и с точки зрения наличия либо отсутствия политической конъюнктуры. Последний аккорд – краткая формулировка, которую мы готовы предложить для гипотетической краткой энциклопедии кино. По сумме набранных очков выбираем лучший фильм месяца.
1. «Кроличья нора», Джон Камерон Митчелл
Сценарий – 9.
Режиссура – 8.
Актерская игра – 8.
Картинка – 8.
Эмоции: ценно, что скорбь и горечь чувствуются, но не навязываются.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: в своем третьем фильме Митчелл отказался от откровенного эпатажа и обратился к теме потери, он экранизировал известную пьесу Дэвида Линдси-Эбейра, которая рассказывает об отношениях мужа и жены спустя восемь месяцев после гибели их четырехлетнего сына; режиссер не пытается вовлечь зрителя в сопереживание, но делает из него стороннего наблюдателя – постового на перекрестке множества кроличьих нор, где супруги блуждают, неспособные настроиться на одну эмоциональную волну и поговорить друг с другом.
33 очка.
2. «Механик», Саймон Уэст
Сценарий – 8.
Режиссура – 8.
Актерская игра – 7.
Картинка – 7.
Эмоции: радостно, когда ремейк не уступает хорошему оригиналу.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: новый киновариант нашумевшего в 1970-х триллера про заказного убийцу-профи с чувством перерабатывает готовый сюжет, осовременивает его, добавляя ритма и жесткости, а главному герою – черного юмора и тонкости, в результате, как обычно, Саймон Уэст вытягивает приключенческий триллер на новый уровень, когда хочется присовокупить еще одно определение – интеллектуальный.
30 очков.
3. «Отчаянная домохозяйка», Франсуа Озон
Сценарий – 7.
Режиссура – 7.
Актерская игра – 8.
Картинка – 7.
Эмоции: приятно вернуться в такие 1970-е.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: француз Озон, последнее время мучивший себя и зрителей попытками сконструировать проблему для своего кино буквально из воздуха, отважился снять фильм, где наконец нашлось место желанию поиронизировать и повеселить; непретенциозно режиссер возвращается в эпоху своего детства – в 1970-е, простраивает их на примере одной семьи, которая живет во французской провинции, не забывая между делом поговорить про семидесятнические забастовки на фабриках, про цветение коммунизма и нарастающую эмансипацию женщин.
29 очков.
4. «Чрево», Бенедек Флигауф
Сценарий – 6.
Режиссура – 6.
Актерская игра – 6.
Картинка – 6.
Эмоции: избитость основных сюжетных перипетий вряд ли скрасишь интеграцией туда модного героя – клона.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: фильм венгерского кинематографиста, взявший за опору типичный случай психоанализа – эдипов комплекс, рассказывает о злоключениях юноши, который в какой-то момент понимает, что маменька его клонировала, чтобы заменить безвременно погибшего любимого; правда, рассказ часто стопорится, будто бы режиссер не понимает, как ему дальше быть со своими героями.
24 очка.
5. «Щелкунчик и Крысиный король» 3D, Андрей Кончаловский
Сценарий – 5.
Режиссура – 5.
Актерская игра – 6.
Картинка – 5.
Эмоции: и сюда 3D впихнули – картинка, так-то блеклая, совсем потемнела.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: новая киноверсия сказки Гофмана, может быть, и заключает в себе индивидуальное прочтение классического сюжета со стремлением насытить его политическими аллюзиями разной величины, однако оттого ближе детям и их родителям вряд ли становится, несмотря на 90-миллионный бюджет (в долларовом эквиваленте), интересных актеров и давнее желание Кончаловского снять этот фильм.
21 очко.