В городе Моцарта завершился традиционный зимний марафон, посвященный дню рождения композитора. За полторы недели состоялось двадцать шесть концертов, в которых приняли участие один симфонический и девять камерных оркестров, двадцать пять певцов, два десятка инструменталистов, три хора и полтора десятка дирижеров; среди них Марк Минковский - через год он возглавит "Неделю Моцарта".
Программа фестиваля, которая обычно объявляется более чем за год до открытия и уже как правило не меняется, на этот раз не обошлась без существенных корректировок. В первую очередь они касались концертов прославленного Венского филармонического оркестра - провести один из них планировал Чарльз Макеррас, скончавшийся в июле минувшего года. Его сменил, заменив и программу, Луи Лангре: яркий дирижер, чьи трактовки, однако, куда более убедительны, когда он работает с камерными оркестрами или ансамблями старинной музыки. Как, например, прошлым летом в Экс-ан-Провансе, где под управлением Лангре шел "Дон Жуан" в постановке Дмитрия Чернякова. Там в распоряжении маэстро был Фрайбургский барочный оркестр, а вот с "венскими филармониками" в огромном зале дирижер явно чувствовал себя не в своей тарелке.
По состоянию здоровья от участия в двух вечерах отказался Николаус Арнонкур, патриарх аутентичного исполнительства, чья трактовка Скрипичного концерта Альбана Берга обещала стать одним из главных сюрпризов фестиваля. Из солидарности с Арнонкуром не приехал и Гидон Кремер, программа же осталась неизменной. За пульт Венского филармонического оркестра стал 83-летний Герберт Бломстедт, концерт Берга вместо Кремера сыграл Кристиан Тецлафф, да так, что о замене едва ли стоило жалеть. Без малого получасовое сочинение, при первом знакомстве кажущееся рациональным и холодным, пролетело на одном дыхании, поразив истинно малеровским трагизмом - при максимальной камерности, интимности высказывания. Тецлафф вновь оказался одним из главных героев "Недели Моцарта", Бломстедт же блеснул не только в концерте Берга, но и в Сороковой симфонии Моцарта. Шедевр, который иной раз уже трудно слушать без нервного смеха, дирижер убедительно представил как бы свободным от груза прежних интерпретаций, будь то консервативных или радикальных.
Наконец, сошел с дистанции и маэстро Марк Минковский, чье исполнение оперы "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси (2007) стало одним из главных московских событий последних лет. Еще накануне Минковского можно было видеть на улицах Зальцбурга за рулем огромного трехколесного велосипеда - днем позже его сразил грипп, столь безжалостный этой зимой. "Музыкантам Лувра - Гренобля" пришлось играть под управлением концертмейстера, и по чудесному звучанию ансамбля догадаться об отсутствии дирижера было практически невозможно. Оно бросалось в глаза в первую очередь потому, что через год именно Минковский станет художественным руководителем "Недели Моцарта".
Эта новость, ставшая известной в декабре, особенно интригует по той причине, что в последние пару лет фестиваль стал обретать черты застойности. С 2007 года, когда нынешний худрук Штефан Паули начал менять репертуарную политику форума, его программы поистине поражали воображение: в них Моцарт встречался то с Булезом, Берио и Шенбергом, то с Гайдном, Веберном и Лютославским, то с Бахом, Мессианом и Губайдулиной. Невозможно забыть эти концерты, которыми дирижировали Пьер Булез, Сильвен Камбрелен, тот же Луи Лангре. Подобные сочетания встречаются в афише "Недели Моцарта" и теперь, однако в поиске их организаторы форума будто стали забывать собственно о Моцарте.
Нет оснований подозревать их в нелюбви к композитору, чья музыка ежегодно звучит здесь в великолепных исполнениях, составляя минимум две трети репертуара. И все же из более чем шестисот сочинений Моцарта десяток повторяется каждую зиму: через год опять будут звучать симфонии "Юпитер", "Хаффнер", "Линцская", Сороковая, Кларнетовый квинтет, Концерт для кларнета с оркестром, который в третий раз подряд сыграет Йорг Видман... В то же время, приглашенным композитором фестиваля станет знаменитый французский мастер Марк Андре, на музыку его и Моцарта поставит новый спектакль всемирно известный хореограф Саша Вальц, а в программах Мицуко Ушиды и Даниэля Баренбойма вновь встретятся Моцарт и Шенберг - плохо ли? Говоря о программе форума-2013, ответственному за нее Марку Минковскому можно пожелать не только неожиданных идей на тему "Mozart and...", но и обращения к незаезженным сочинениям самого Моцарта.