Московская балетная школа в своем прекрасном отражении на сцене Большого.
Фото Reuters
Эти одноклассники не были в контакте много лет и встретились на одной сцене благодаря фантазии продюсера Сергея Даниляна. После нашумевших проектов «Короли танца» и «Диана Вишнева: Красота в движении», где властвовала петербургская королева, известный импресарио решил отразить достижения и московской хореографической школы. Собрал в одном гала семь красавиц – молодых выпускниц МГАХ, с честью представляющих эту школу от Москвы до самых до окраин: Екатерину Крысанову, Наталью Осипову, Анастасию Сташкевич и Екатерину Шипулину из Большого театра, Полину Семионову (Берлинская Государственная опера), Марию Кочеткову (Балет Сан-Франциско), Ольгу Малиновскую (Национальная опера «Эстония»). Они собрались в конце лета в Калифорнии в Центре исполнительских искусств Сегерстром, где репетировали вместе с солистами Большого театра Иваном Васильевым, Александром Волчковым, Денисом Савиным и Вячеславом Лопатиным. Затем в течение нескольких месяцев принцессы танца работали с современными хореографами самых разных школ и стилей, большинство из которых создали для «Отражений» оригинальные номера. Вслед за американской премьерой Вечера балета в трех отделениях, с успехом прошедшей 20-23 января на сцене Сегерстром Холла, состоялась и московская.
На разогреве в этот раз выступил Начо Дуато – вечер открыл его одноактный балет Remansos. Теперь к сочиненному в 1997-м для Американского балетного театра мужскому трио, явно не отвечающему концепции «Отражений», Дуато добавил композицию для трех пар (Семионова-Савин, Осипова-Лопатин, Шипулина-Волчков). Он нашел абсолютный пластический эквивалент мелодиям Энрике Гранадоса и сумел добиться чувства музыки от артистов Большого театра (что греха таить, это чувство посещает их не на каждом спектакле). И тут показалось даже, что в современном репертуаре наши совсем уж выросли из детских штанишек. Однако как только упорхнули принцессы, их кавалеры тотчас превратились в растерянных пажей. Это было совсем не то удивительной красоты и силы мужское трио, что видели мы в исполнении «Королей танца» Дэвида Холберга, Дениса Матвиенко и Хосе Мануэля Корреньо.
Центральное отделение вечера составили главным образом миниатюры, предназначенные специально для виновниц торжества. В новой версии созданного Ренато Занеллой в 1995 году номера «Штраус встречает Верди» блеснула Полина Семионова, преподав урок ненатужной элегантности там, где чуть-чуть, кажется, до кабаретной вульгарности. Неожиданным архаизмом выглядел новый опус Люсинды Чайлдс «Из книги гармонии» на музыку Джона Адамса, заставивший очаровательную Анастасию Сташкевич бессмысленно и бесконечно кружить по сцене с взыскующим взором. Очевидо, ощутив это, кутюрье Игорь Чапурин и костюм «пошил» с забойным воланом – точно из эпохи «датских» концертов и произведений вроде «Юность весны» или «Весна юности». Ничего не выиграли Екатерина Крысанова и Денис Савин от сотрудничества с Кэрол Армитаж. Поставленный ею на музыку Риса Шантама Fractus - Форсайт второго отжима. Ни терпкости, ни темпов, ни цельности замысла. Не то что «Одна увертюра» хореографа Йормы Эло, с которым крошечной виртуозке Марии Кочетковой явно повезло. В полупачке-полутрико чуть припыленного фиолетового цвета под музыку Бибера и Моцарта она за несколько минут все рассказала о двойственности мира и человеческой натуры. Как и платье от Чапурина, сотканное как будто из облачка остывшего пепла, необыкновенно подошла Катерине Шипулиной «Думка» Петра Чайковского в хореографии Азур Бартон. И редкой удачей можно считать «Серенаду», поставленную Мауро Бигонцетти на музыку Америго Кьерво. Удачей не столько для Натальи Осиповой (она давно доказала, что способна быть любой), сколько для Ивана Васильева. Наконец-то его индивидуальность и фактура вполне учтены хореографом. Любимцы публики покорили зал в дуэте от латиноамериканской сохи с их грубой, не непритворной любовью. Венчал второе отделение настоящий бриллиант – «Па де труа» на музыку Михаила Глинки из оперы «Руслан и Людмила», созданное Джорджем Баланчиным более полувека назад. Хотя Марина Эглевски восстановила этот номер специально для нынешнего проекта и его героинь, своих прелестных партнерш Анастасию Сташкевич и Ольгу Малиновскую перетанцевал Вячеслав Лопатин.
Завершил вечер одноактный балет Мауро Бионцетти Cinque («Пять»). Под музыку Вивальди усевшиеся на стулья Кочеткова, Осипова, Крысанова, Семионова и Шипулина в одном повороте, одним движением меняли жанры – от экзистенциальной драмы до уличной буффонады. А надев изобретенные неутомимым Чапуриным кожаные темно-шоколадные пачки (ответ современных «Пяти» белоснежно-воздушному легендарному Па де катру?), показали под занавес высший класс – историю чувств, мотиваций, поступков. А заодно (хочется надеяться) – перспектив родной московской школы.