Хайнц Холлигер (справа) и Йорг Видман диалогируют через музыку.
Фото ISM/Wolfgang Lienbacher
Ежегодная «Неделя Моцарта», приуроченная ко дню рождения композитора, собирает лучших исполнителей его музыки, которая подается публике в сочетании с сочинениями современников Моцарта и композиторов наших дней. В Зальцбурге в эти дни выступают дирижеры Марк Минковский, Рене Якобс, Хайнц Холлигер, певцы Томас Квастхофф и Роландо Вильясон, пианисты Маурицио Поллини и Андраш Шифф, скрипач Кристиан Тецлафф и многие другие всемирно известные музыканты.
По традиции прежних лет главным героем среди участников «Недели Моцарта» становился специальный гость фестиваля. Эту позицию, позволяющую тому или иному артисту сформировать несколько программ на свое усмотрение, в последние три года занимали пианисты Пьер-Лоран Эмар, Мицуко Ушида и Ларс Фогт соответственно. На этот раз форум обошелся без приглашенного артиста, зато его почетными гостями стали два композитора, являющиеся по совместительству и незаурядными солистами.
Хайнц Холлигер, два года назад отметивший 70-летие, известен в первую очередь как выдающийся гобоист, которому посвящали сочинения десятки композиторов ХХ века. Для него писали Эдисон Денисов и Альфред Шнитке, Оливье Мессиан и Эллиот Картер, Витольд Лютославский и Карлхайнц Штокхаузен. Ключевая фигура в мире современной музыки, Холлигер отнюдь не случайно появляется на фестивале, посвященном Моцарту: в его репертуаре есть и Моцарт, и Гайдн, и композиторы эпохи барокко. Да и сам Холлигер, органично сочетающий сочинительство, дирижирование, игру на гобое, фортепиано и клавесине, безусловно, личность моцартовского типа.
Йоргу Видману, композитору и кларнетисту, нет и 40, однако он уже несколько лет постоянный гость зимнего и летнего фестивалей в Зальцбурге, равно как и многих других. Среди первых исполнителей его сочинений – музыканты топ-класса, такие как Пьер Булез, Венский филармонический оркестр и струнный «Хаген-квартет». Два вечера нынешнего форума дали мастерам двух поколений возможность вступить в интригующий диалог. В одной из программ Видман исполнил кларнетовый концерт Моцарта под управлением Холлигера, а Холлигер сыграл гобойный концерт Видмана под управлением автора. В другой прозвучали дуэты для струнных – сначала Видмана, затем Холлигера.
Концерт для гобоя с оркестром Видмана стал подарком Холлигеру на 70-летие. Видимо, молодой композитор вложил в сочинение всю свою любовь к мэтру – концерт стал одним из самых лиричных, на грани неоромантизма, произведений Видмана. Более чем получасовое повествование разворачивается неторопливо, тон его по преимуществу созерцательный. Посвященный ему концерт Холлигер сыграл с полной самоотдачей, показав, что остается одним из первых гобоистов мира.
В противоположность ровной неспешности концерта Дуэты для скрипки и виолончели Видмана характеризуются лаконичностью и перепадами настроений: дюжина пьес, каждая не более двух минут длиной, где тихую игру в самом высоком регистре вдруг прерывает душераздирающий скрип, а неожиданно мелькающие тени вальса, танго или бетховенской «К Элизе» сдобрены такими «кляксами», что у пресловутой радости узнавания почти не остается шансов. Кристиан Тецлафф и Мари-Луиза Хекер проявили максимум виртуозности и артистизма, вслед за ними же на сцену вышли Антье Вайтхаас и Табеа Циммерман с «Тремя эскизами» для скрипки и альта Холлигера. Публика поначалу насторожилась, но развеселилась, когда дамы стали приплясывать и подпевать. И если сама по себе эта музыка может снести крышу и подготовленному слушателю, то соседство с двумя струнными квинтетами Моцарта существенно смягчало ее воздействие и даже намекало на продолжение традиции.
Зальцбург