Есть о чем задуматься...
Фото Zerkalo/ PhotoXPress.ru
Он – один из самых харизматичных композиторов советской эстрады, причем не в силу каких-то экстравагантных выходок. Напротив: по-прибалтийски сдержанный и даже холодный человек за роялем, с непременной бабочкой, стал одним из самых узнаваемых брендов восьмидесятых, да и последующих десятилетий. Спустя годы Паулсу простили даже давнюю неприятную историю – участие в закрытии русской труппы Рижского театра.
Ему повезло: он не только талантливый, но еще трудолюбивый и терпеливый человек. После консерватории он руководил Рижским эстрадным оркестром Государственной филармонии, а в 1972 году основал эстрадный ансамбль «Модо». Правда, репетировали в подвальчике, а результаты выносились на ресторанную эстраду. Сколько времени пройдет, пока Паулс решится выставить свою песню на конкурс. Третье место – как шепнет ему кто-то из членов жюри, «вы были достойны первого, но┘» И вот это «но» преследовало его вплоть до конца 70-х, пока случай не решил судьбу композитора. Случай – об этом догадывается каждый читатель – в лице Аллы Пугачевой, она наконец решилась спеть песню Паулса. Поэт Илья Резник уговаривал Аллу обратить внимание на прибалтийское чудо, но та все отмахивалась. А тут услышала мелодию будущей песни «Маэстро», и ее зацепило. Она сама придумала сценарий и тему, Резник сочинил текст – а утром они уже звонили в Ригу. Что было дальше, знает каждый. Песня неслась из всех динамиков. Новогодний «Голубой огонек», финал «Песни года» – самые престижные программы тогдашнего телевидения – уже не обходились без триумвирата в лице Раймонда, Ильи и Аллы. А за кадром они не могли обойтись друг без друга. Одному плохо – двое других садятся в машину и едут в гости. Шутки, розыгрыши, веселье, смех, шампанское, рестораны┘ Последнее – испытание не из легких: еще в молодости пришлось бороться с алкоголизмом. Но он справился.
Благодаря строптивому характеру Пугачевой повезло Вайкуле: Примадонна раскапризничалась, и Резник с Паулсом в пику ей пишут «Еще не вечер», и Лайма получила свой главный хит. Кстати, поэты, которые работают с Паулсом, пишут тексты на уже готовую музыку, а большинство известных песен – «Старинные часы», или «Золотая свадьба», или тот же самый «Маэстро» – существовало и раньше или в виде инструментальных пьес, или вообще с текстом на латышском языке.
После распада Союза он углубился в политику, на какое-то время обрел славу гонителя русской культуры и даже националиста, но – как любая творческая личность – не смог посвятить себя этому. Его называют юрмальским отшельником: Паулс уединился в своем доме и занимается музыкой, а если его видят на улице – он спешит на репетицию. Все меньше его интересует эстрада в чистом виде, больше – академические проекты, музыка для фортепиано и симфонического оркестра, сочинения для хора или музыкально-театральные жанры. Даже в день рождения он репетирует – на юбилейный концерт все билеты проданы, рижане любят своего маэстро.