Два образа – одна женщина.
Фото Ивана Мурзина предоставлено пресс-службой театра
Три монооперы – «Нежность» Виталия Губаренко, «Письмо незнакомки» Антонио Спадавеккиа и «Ожидание» Микаэла Таривердиева – составили оперный триптих «Голос женщины». Поставила спектакль 24-летняя Алла Чепинога, и ее режиссерский дебют можно признать удачным.
Кажется, что будущее этого спектакля – женское. Сложно прогнозировать, будут ли мужчины столь же снисходительны к переживаниям трех юных – и не очень – леди. Но в конце, когда на свидание к потерявшей надежду женщине все-таки приходит ее избранник, зал взрывается аплодисментами, невзирая на правила хорошего тона – музыка ведь еще не закончилась. Кажется, вместе с героиней «Ожидания» и зал потерял надежду на то, что хотя бы у одной из трех героинь все сложится: у первых двух опер трагический финал.
Героиня «Нежности» (по сюжету новеллы Анри Барбюса) – юная девушка, не пережившая расставание со своим молодым человеком. Но следующие 20 лет она – на той самой крыше, с которой прыгнула вниз – пишет письма своему Луи. 20 лет после смерти. Чепинога и ее соавтор художница Любовь Шепета с помощью простых деталей рисуют картину движения времени – и двойственности времени. Вот горы смятой бумаги – это черновики, старый патефон и кресло-качалка, на экране мы видим, как меняется почерк героини, капли слез, которыми было умыто первое письмо, и кровавую дымку, которая незаметно поползла по третьему, написанному на одиннадцатый год после смерти. Наконец, мы видим героиню через 20 лет – ее платье испачкалось, и голос уже не такой звонкий и прозрачный; и она видит┘ сама себя – молодую невесту. В труппе нашлись две сестры Елена и Ольга Терентьевы – поразительно похожие внешне, но у одной – лирическое сопрано, у другой – драматическое (впрочем, и для других составов подобраны очень схожие исполнительницы, так что неожиданный эффект обеспечен в любом случае).
«Письмо незнакомки», пожалуй, – самая сильная часть спектакля. Трагедия тотально одинокой и душевно больной женщины (в основе – известная новелла Стефана Цвейга) сыграна Татьяной Смирновой мастерски. Ее героиня переживает несколько возрастов и несколько психологических состояний – от маленькой влюбленной тринадцатилетней девочки или матери, исступленно оберегающей своего ребенка, до словно бестелесного состояния, когда остается только сознание, в котором пульсирует только одна мысль: «Вчера твой ребенок умер». Ее боль приумножается – в режиме онлайн все действия героини транслируются на экране. Кстати, эта мысль (как и введение видео во все остальные части трилогии) пришла уже по ходу работы, изначально экран планировался, только лишь чтобы показать частности: например, обиду маленькой девочки (она водит перед собой пальцем). Татьяна Смирнова потрясающе владеет партитурой с крайне сложной вокальной линией и, кроме того, демонстрирует идеальный ансамбль с оркестром – при том что она (как и другие исполнительницы) не видит дирижера: оркестр расположен на сцене, за причудливой сетчатой конструкцией.
Музыкальный руководитель постановки и дирижер Валерий Крицков там, за сеткой, проводит свою линию практически безукоризненно: партитура Таривердиева (третья моноопера – «Ожидание»), в которой узнается автор, известный всем по «Семнадцати мгновениям весны» или «Иронии судьбы», ничуть не проще, чем две другие, с традиционными для музыки ХХ века оркестровыми и интонационными трудностями.
«Ожидание» (по поэме Роберта Рождественского) – получасовой монолог преуспевающей Женщины, ее исполняет Марина Жукова, впервые за многие годы попавшей на свидание и, как на деловую встречу, пришедшей заблаговременно. Чем ближе стрелки к назначенному часу тем сильнее ее разочарование – и в мужчинах, и в себе, и в ценностях своей жизни. Сначала она листает модный журнал, затем мечется между скамейкой и телефонной будкой, ей уже мерещится тень ее избранника┘ В самый решительный момент, когда досада уже достигла пика, и появляется Любимый. Зал взрывается аплодисментами.