0
1348
Газета Культура Интернет-версия

29.12.2010 00:00:00

Дождалась только одна

Тэги: театр, опера, премьера


театр, опера, премьера Два образа – одна женщина.
Фото Ивана Мурзина предоставлено пресс-службой театра

Три монооперы – «Нежность» Виталия Губаренко, «Письмо незнакомки» Антонио Спадавеккиа и «Ожидание» Микаэла Таривердиева – составили оперный триптих «Голос женщины». Поставила спектакль 24-летняя Алла Чепинога, и ее режиссерский дебют можно признать удачным.

Кажется, что будущее этого спектакля – женское. Сложно прогнозировать, будут ли мужчины столь же снисходительны к переживаниям трех юных – и не очень – леди. Но в конце, когда на свидание к потерявшей надежду женщине все-таки приходит ее избранник, зал взрывается аплодисментами, невзирая на правила хорошего тона – музыка ведь еще не закончилась. Кажется, вместе с героиней «Ожидания» и зал потерял надежду на то, что хотя бы у одной из трех героинь все сложится: у первых двух опер трагический финал.

Героиня «Нежности» (по сюжету новеллы Анри Барбюса) – юная девушка, не пережившая расставание со своим молодым человеком. Но следующие 20 лет она – на той самой крыше, с которой прыгнула вниз – пишет письма своему Луи. 20 лет после смерти. Чепинога и ее соавтор художница Любовь Шепета с помощью простых деталей рисуют картину движения времени – и двойственности времени. Вот горы смятой бумаги – это черновики, старый патефон и кресло-качалка, на экране мы видим, как меняется почерк героини, капли слез, которыми было умыто первое письмо, и кровавую дымку, которая незаметно поползла по третьему, написанному на одиннадцатый год после смерти. Наконец, мы видим героиню через 20 лет – ее платье испачкалось, и голос уже не такой звонкий и прозрачный; и она видит┘ сама себя – молодую невесту. В труппе нашлись две сестры Елена и Ольга Терентьевы – поразительно похожие внешне, но у одной – лирическое сопрано, у другой – драматическое (впрочем, и для других составов подобраны очень схожие исполнительницы, так что неожиданный эффект обеспечен в любом случае).

«Письмо незнакомки», пожалуй, – самая сильная часть спектакля. Трагедия тотально одинокой и душевно больной женщины (в основе – известная новелла Стефана Цвейга) сыграна Татьяной Смирновой мастерски. Ее героиня переживает несколько возрастов и несколько психологических состояний – от маленькой влюбленной тринадцатилетней девочки или матери, исступленно оберегающей своего ребенка, до словно бестелесного состояния, когда остается только сознание, в котором пульсирует только одна мысль: «Вчера твой ребенок умер». Ее боль приумножается – в режиме онлайн все действия героини транслируются на экране. Кстати, эта мысль (как и введение видео во все остальные части трилогии) пришла уже по ходу работы, изначально экран планировался, только лишь чтобы показать частности: например, обиду маленькой девочки (она водит перед собой пальцем). Татьяна Смирнова потрясающе владеет партитурой с крайне сложной вокальной линией и, кроме того, демонстрирует идеальный ансамбль с оркестром – при том что она (как и другие исполнительницы) не видит дирижера: оркестр расположен на сцене, за причудливой сетчатой конструкцией.

Музыкальный руководитель постановки и дирижер Валерий Крицков там, за сеткой, проводит свою линию практически безукоризненно: партитура Таривердиева (третья моноопера – «Ожидание»), в которой узнается автор, известный всем по «Семнадцати мгновениям весны» или «Иронии судьбы», ничуть не проще, чем две другие, с традиционными для музыки ХХ века оркестровыми и интонационными трудностями.

«Ожидание» (по поэме Роберта Рождественского) – получасовой монолог преуспевающей Женщины, ее исполняет Марина Жукова, впервые за многие годы попавшей на свидание и, как на деловую встречу, пришедшей заблаговременно. Чем ближе стрелки к назначенному часу тем сильнее ее разочарование – и в мужчинах, и в себе, и в ценностях своей жизни. Сначала она листает модный журнал, затем мечется между скамейкой и телефонной будкой, ей уже мерещится тень ее избранника┘ В самый решительный момент, когда досада уже достигла пика, и появляется Любимый. Зал взрывается аплодисментами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1794
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3774
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2827
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2307

Другие новости