Эрвин Шротт и Анна Нетребко.
Фото РИА Новости
Анна Нетребко впервые выступила в России вместе с мужем, уругвайским басом-баритоном Эрвином Шроттом, с программой популярной оперной, и не только, музыки в трехчасовом гала-концерте на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории.
У нечастых, хотя и регулярных кратковременных визитов оперной суперстар Анны Нетребко на петербургскую сцену, как правило, находились информационные детали, создававшие особое возбуждение в СМИ. Такой концентрации новостных наживок, какая случилась на этот раз, свидетели триумфов певицы не помнят давно. Удивлял выбор площадки – сцена Театра консерватории, на которой ей выступать не впервые, но прежде для своих больших концертов она предпочитала все же более престижные сцены – вроде основной сцены Мариинского театра или его Концертного зала. На пресс-конференции она не упустила возможности вспомнить, что впервые выходила на сцену консерваторского театра в студенческие годы в партии Козленка в музыкальной сказке «Волк и семеро козлят» Коваля. Но странно было услышать от звездной сопрано слова упрека в адрес нехорошей акустики зала, сказанные ею за кулисами Сергею Стадлеру, который пришел поздравить ее после концерта, словно бы она не знала, какая площадка предложена ей организаторами. Интриговал выбор дирижера, которым стал итальянец Клаудио Ванделли, но здесь роль сыграл, вероятно, контракт, по которому он должен отработать с семейной парой гастрольный тур. Расстраивал выбор оркестра, павший на Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербурга, который никогда не отличался репутацией конкурентоспособного коллектива. До кучи к этим деталям добавлялось вручение диплома об окончании консерватории, который Анна по иронии судьбы и в силу накрывшей ее когда-то мировой популярности не смогла получить. Совместный концерт Анны Нетребко и Эрвина Шротта был приурочен к проекту «Ночь музыки» и открытию Национального оперного центра, намерения которого пока не очень ясны, зато прописаны с угрожающим энтузиазмом на сайте www.operabase.ru.
Все эти околичности отошли на второй план, когда на сцену вышла дорогая дива. «Дорогой» ее сделали в прямом смысле, поскольку цены на билеты были заряжены от двух до двадцати пяти тысяч. Хотя сумму эту дива с мужем отработали честно, соединив в одном формате удовольствия как для знатоков без дорогих авто, так и для обладателей «заводов, газет, пароходов».
Фактуру шоу гала-концерту с успехом придавали оба солиста, наполняя номера незатейливыми импровизациями и легким флиртом с залом, в чем особенно преуспел гость вечера – бас-баритон Эрвин Шротт с признаками преуспевающего плейбоя, которому Анна отдала фактически все отделение бисов – ими стали танго Пьяццоллы, исполненные в микрофон. При всей благополучности сценического имиджа и артистического обаяния Эрвина, его вокальные возможности по большей части оставались в тени звездного сияния жены. Сама Анна ограничилась единственным бисом – арией Джудитты из одноименной оперетты Легара, где российские меломаны в режиме реального времени увидели то, что прежде могли наблюдать лишь в роликах на youtube. Анна, подобно любителю экстремальных развлечений, сделала знаменитую пробежку босиком по краю тесной сцены и забросала впереди сидящих зрителей выщипанными из корзины цветами, заряжая их поцелуями.
В основной программе силы между партнерами разделились примерно пятьдесят на пятьдесят – оба выбрали для такого случая хиты из своих репертуаров. Эрвин исполнил Лепорелло, Мефистофеля, Дулькамаре. Анна спела Русалку, Манон, Лауретту, а также разудалую Сильву, которую исполнила с бубном в руке. Ее артистическая и вокальная свобода чувствовалась в том, как смело, уверенно и легко позволяет она себе на мгновение переключаться с оперной речи на более простую ради точности смысла, как было, например, в знаменитом гавоте из «Манон» Массне. Тремя дуэтами стали дуэты из «Порги и Бесс» Гершвина, «Веселой вдовы» Легара и «Любовного напитка» Доницетти, где главной темой для обсуждений была, разумеется, Любовь.
Санкт-Петербург