Лауреаты – Ксения Жиганшина и Ярослав Байбордин.
Фото предоставлено организаторами Гран-при
Во второй раз прошел в Санкт-Петербурге смотр-конкурс Гран-при Михайловского театра – благотворительный проект в поддержку хореографических школ России. Об амбициях и статусе мероприятия свидетельствовало приветствие премьер-министра в адрес организаторов и участников смотра (его перед торжественной церемонией награждения огласил полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, председатель попечительского совета Михайловского театра Илья Клебанов) и то, что заключительный вечер почтила своим присутствием Светлана Медведева. По сути, затеяно благое дело – способствовать тому, чтобы «профессия «артист балета» сохраняла свой престиж в России, чтобы ученики балетных школ знали, что могут сделать карьеру в родной стране».
Но нынешние проблемы не только и не столько в возможности или невозможности сделать карьеру в России или где бы то ни было в мире – русские не танцуют сейчас, пожалуй, только в Антарктиде. Не лучшие времена переживает наша балетная педагогика. Даже самые одаренные дети обучены зачастую из рук вон плохо. Мы теряем традиции академизма. Михайловский театр делает то, что в его силах, – дает разным российским школам не только шанс посоревноваться, но и гранты (300 тыс. руб.).
Хотя организаторы подготовили вполне осязаемые призы (Гран-при – 300 тыс. руб., золото – 200, серебро – 150, бронза – 100), председатель художественного совета (жюри) Никита Долгушин не случайно настаивал на том, что Гран-при – скорее смотр, чем конкурс. Участники соревнования пока немногочисленны: в 2010 году из-за болезни двух учениц Московской академии хореографии конкурентов оказалось трое – петербургская Академия русского балета имени А.Я.Вагановой, Пермский и Новосибирский хореографические колледжи (так на современный манер названы бывшие училища). Строгого регламента не существует, нет обязательной программы (каждая школа представляет то направление, которое считает нужным), классика и современные номера не разделены. Обо всем этом придется подумать, если, как предполагает Владимир Кехман, проект будет расширяться. На этот раз три призовых места заняли третьекурсники. Бронзовой и золотой медалей удостоены пермяки – Дмитрий Бяков (дипломант XI Московского Международного конкурса артистов балета) и Никита Четвериков. Серебряную медаль получила Мария Репетиева из Новосибирска. Но всех обошла петербургская первокурсница Ксения Жиганшина. Кроме прекрасных пропорций, покоряющего сценического обаяния и лучезарной улыбки у девочки (в отличие от большинства ее конкурентов) хорошая выучка. А удивительную способность крутить фуэте она продемонстрировала еще полтора года назад, когда во втором туре XI Московского конкурса с блеском исполнила вариацию Шута из «Лебединого озера». Тогда в младшей группе Ксения завоевала бронзу. В Петербурге Жиганшина выступила в дуэте с Ярославом Байбординым, по праву получившим диплом за мастерство поддержки. Поставленное Василием Медведевым на музыку Адольфа Адана па-де-де изобилует такими сложными, требующими мужской силы высокими поддержками, что за юного партнера было страшновато.
Трехдневная программа Гран-при оказалась не только разнообразной, но и поучительной. Юные конкурсанты воочию могли убедиться в том, чем классическая выучка способна обогатить современный танец, а чего «классику» без специальной подготовки достичь трудно. Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко привез в Северную столицу свои громкие премьеры последних сезонов – «Na Floresta» Начо Дуато (в 2011-м знаменитый испанец вступит в должность худрука балета Михайловского театра) и номинированные в этом году на «Золотую маску» балеты Иржи Килиана «Маленькая смерть» и «Шесть танцев». Впервые видевшие эти спектакли петербуржцы приняли их восторженными овациями, а приехавшие на Гран-при москвичи не без удовольствия отметили очевидный прогресс. Наши обрели свободу и чувство стиля. Стиль – это нюансы. А нюансы – задача педагога-репетитора. Так что сопровождавшая московских артистов Людмила Шипулина принимала заслуженные поздравления.
Своего номинанта на «Золотую маску» в рамках проекта показала и труппа Михайловского театра. «Минорные сонаты» Доменико Скарлатти в постановке Славы Самодурова – первый опыт такого рода для михайловцев. Балет МАЛЕГОТа качественно изменился за последние годы (на «Золотую маску» в этот раз помимо «Минорных сонат» номинировано и «Лебединое озеро» в постановке Михаила Мессерера). Конечно, далеко не все трудности преодолены. Труппа только учится, но знаменитый во всем мире педагог, Мессерер, делает настоящие чудеса.
Финальной точкой программы стал гала-концерт «Посвящение Ролану Пети» с участием артистов Большого театра, Парижской и Римской опер. Забавно в контексте разговоров о русской классической школе (где балерина – центр вселенной) смотрелась череда знаменитых созданий французского хореографа. Собранные вместе, они как-то особенно яро кричали о том, что все зло в мире – от женщины. Но и этот концерт показал: в балетном мире все зло – от педагогов. Как и добро, если повезет. Если же не повезет, то зритель может увидеть нечто подобное тому, во что превратился, например, знаменитый дуэт «Морель и Сен-Лу» из балета «Пруст, или Перебои сердца». Едва ли не совершенное создание Ролана Пети, этот дуэт требует совершенного тела и совершенного исполнения. Состязавшиеся же в игре мышц Иван Васильев (Большой театр) и Бенджамин Пеш (Парижская опера) продемонстрировали нечто плохо отрепетированное и по амплуа обоим категорически противопоказанное. Забыв о том, что второе название дуэта «Борьба Ангелов», они предоставили зрителям любоваться «Борьбой сатиров».
Да, педагог, репетитор – зеркало для исполнителя. И если оно ему только льстит, получаются курьезы.