0
1463
Газета Культура Интернет-версия

11.11.2010 00:00:00

Лабиринт свободы

Тэги: москва, выставка


москва, выставка Игры с преобразованием реальности по-чуйковски на картине «Закат IV». Иван Чуйков, 1990.
Предоставлено организатором выставки

Ретроспективы художников, которые Московский музей современного искусства устраивает на площадке в Ермолаевском переулке, стоило бы записать в ранг минимума, обязательного для просмотра. По этим выставкам можно составлять подробную антологию современного искусства. Очередной показ под названием «Лабиринты» посвящен концептуальным поискам Ивана Чуйкова. Поискам длиною в 40 лет, с 70-х по 2000-е годы. Поискам, втягивающим в хитроумную игру с реальностью, ее презентацией и с ее, реальности, подменой. Работы для выставочных лабиринтов кроме самого ММСИ предоставили галереи «Риджина» и XL, Русский музей и Третьяковка, а также Государственный центр современного искусства и частные коллекционеры.

Иван Чуйков не внял соцреалистическим изысканиям своего отца Семена Чуйкова, а прорубил себе окно в концептуальный проект. Проект этот разделил реальность на фрагменты, склеил из них коллаж и в конечном итоге занес над самим понятием реального дамоклов меч. Что реальнее и безусловнее – действительность или художественное пространство? Как отыскать точное место, чтобы провести между ними границу?

Чуйков говорит, что намеренно устраняется от какого бы то ни было стиля, поскольку стиль связан с идеологией. Однако же его знаменитые окна и то, как в них препарирована реальность, – узнаваемый стиль Чуйкова. Другое дело, что речь идет почти о реди-мейдах, вытягивающих из закромов готовые общеизвестные знаки – как в буквальном смысле, вроде дорожных «кирпичей», так и в смысле культурных кодов от серпов-молотов до репродукций ренессансных картин. Вытягивающих вроде бы бесстрастно. Чуйков будто самоустраняется и взамен авторского почерка предлагает окно, чтобы каждый смотрел, куда хочет. Но увидят все как раз-таки ту картину, которую предлагает автор, – художественный эксперимент по смешению пространств, контекстов и отдельных частей, образующих новые смыслы. Так появляется белый оконный переплет с вписанным в него «кирпичом». Вслед за ними вопрос: если окно – возможность свободного визуального движения, а дорожный знак – остановка, то какой из этих символов сильнее и по каким законам они сосуществуют?

Когда на картинах и в окнах Чуйкова появляются идеологические символы вроде красных звезд, возникают аллюзии на «лозунговое» пространство Эрика Булатова. У Булатова обычный пейзаж прорезают предупреждения «Опасно», «Осторожно», а небо – «Слава КПСС». Чуйков провоцирует смысловые сдвиги с ироничным акцентом – поэтому триптих, начавшийся как ню, спокойно может завершиться серпом и молотом. В итоге же и там, и там говорят об абсурде как конечной точке идеологизации.

Условность границ у Чуйкова, их настойчивое смещение доводят иногда почти до головокружения. Но они же декларируют и безграничность свободы. Окно с зеркалами вместо стекол – это взгляд вдаль, возвращающийся бумерангом и становящийся взглядом на себя, внутрь себя, автопортретом. А «Аппарат для наблюдения пустоты и бесконечности», построенный на отражении зеркал, вдруг впускает в себя смутное изображение зрителя. «Фрагменты интерьера» с бра, прикрепленными к картине с морским пейзажем, застают врасплох – перед нами, выходит, интерьер пейзажа, внешнего пространства, абсурдный интерьер экстерьера?

Вещи Чуйкова, как и подобает концептуальным работам, диалогичны. И поэтому, начав выставку с «наблюдения пустоты и бесконечности», закономерно закончить ее «Лабиринтом». Его границы – всего-навсего условная разметка на полу из скотча, которой можно и пренебречь. В любом случае, следовать ли правилам или перешагнуть через границы, в конце маршрута наткнешься на стол с табличками «Свободны». Констатация ли это факта или намек на команду после выполнения задания – и дает ли соблюдение/несоблюдение границ ощущение истинной свободы, вопрос открытый.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1792
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1824
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1540
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
956

Другие новости