Торжественный вечер закрытия Академии. Студентам II Молодежной музыкальной Академии вручают дипломы.
Музыкальное образование – малая, но очень значительная часть культуры, которой мог гордиться Советский Союз. Конечно, во многом благодаря четкой системе, сродни кровеносной, когда сердце (в России) пускает по сосудам-республикам кровь (образованных специалистов), чтобы те в свою очередь нашли новые таланты, путь которым лежал в самые лучшие консерватории. И так по кругу. До тех пор пока – вопреки природным законам, но в силу политических – сердце и сосуды не стали существовать в параллельном режиме┘
Тем более важна идея Юрия Башмета о проведении Молодежной музыкальной академии стран СНГ. Уже во второй раз она прошла в Минске, и уже можно смело назвать проект Башмета и «Русского концертного агентства» успешным: увеличилось и количество стран-участников, и количество специальностей, в этом году – 30 молодых музыкантов из десяти государств Содружества.
Академия - это своего рода мастер-классы, но не только: здесь есть и творческие встречи, и концерты - учеников и педагогов, и даже экскурсии – ведь важно не только общение внутри класса (скрипичного, флейтового, вокального), но и за его пределами, и опыт общения, обмена мнениями, мыслями иногда бывает не менее ценен, чем сугубо профессиональный. На пресс-конференции Юрий Башмет особенно подчеркнул социальный аспект Академии, «а также значение Академии в профессиональном становлении молодого музыканта. Судите сами – когда бы еще юный студент какой-нибудь отдаленной консерватории, приехавший, например, из Ташкента, Душанбе, Алма-Аты, или, например, из далекого узбекского города Алмалыка, или армянского города Гюмри, мог бы не только пообщаться, но и, что особенно важно - позаниматься с именитыми профессорами, выступить с ними на одной сцене? А Академия предоставляет ему такую возможность. Предоставляет шанс стать замеченным и услышанным. И что особенно важно – продолжил Башмет, - совершенно бесплатно, так как все расходы учащегося (дорога, проживание, питание) Академия берет на себя. И здесь мне особенно хотелось бы поблагодарить Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, без поддержки которого проведение Академии было бы весьма и весьма затруднительно».
В этом году с ребятами (а среди них есть даже заслуженные артисты республик, которым едва перевалило за двадцать) занимались пианисты Сергей Эдельман (Бельгия) и Мурад Адыгезал-заде (Азербайджан), доцент Московской консерватории скрипач Александр Тростянский, виолончелист Христофор Мирошников (Греция), художественный руководитель молодежной оперной программы Государственного академического Большого театра Дмитрий Вдовин; концертмейстер группы альтов оркестра Берлинской филармонии Винфрид Штрелле, флейтист Массимо Мерчелли (Италия), наконец, скрипач Виктор Третьяков и арт-директор Академии Юрий Башмет.
Виктор Третьяков дает открытый мастер-класс. Фото Игоря Стомахина |
На достигнутом Башмет останавливаться не собирается: он уже обдумывает о создании детской академии - на базе детской музыкальной школы в Новокуйбышевске, которая, кстати, носит его имя: «Я хочу попробовать провести еще и детскую Музыкальную академию. Она будет создаваться в России, в Новокуйбышевске. Туда на неделю приедут лучшие детские педагоги из разных стран, так что будем готовить на постсоветском пространстве новую поросль музыкантов. Я убежден, что в музыке не должно быть границ. Мы должны создать собственную империю – империю Музыки, где культом будет не политика, а сама Красота».