0
1348
Газета Культура Интернет-версия

14.10.2010 00:00:00

Когда Россия выставляет

Тэги: франция, выставка, скандал


франция, выставка, скандал Страдания Тер-Оганьяна закончились, пришло время радоваться.
Фото Анны Астаховой

Франко-русский год продолжается: в Лувре в среду, 13 октября, избранной публике наконец показали самую скандальную за этот сезон русскую выставку – «Контрапункт»: от АЕС + Ф до Авдея Тер-Оганьяна, экспозиция – список из главных московских имен. Музей современного искусства города Парижа на прошлой неделе порадовал «Моментами драматизации» в исполнении Виктора Алимпиева, Ольги Чернышевой, Николая Олейникова, групп «ФНО» и «Что делать». А в Бресте (французском) Государственный центр современного искусства (московский) продемонстрировал свою коллекцию местной публике.

Все газетные киоски Парижа на прошлой неделе украсил загадочный астраханский мальчик. Из их сияющих в ночи витрин он смотрел вдаль своими голубыми водянистыми глазами, опираясь на удочку, как странник на посох. Портрет юного блондина был сделан молодым фотографом Максом Шером, и он не имеет никакого отношения к фестивалю дружбы.

Русское лицо глядело на зрителей с обложки французского еженедельника Courrier International от 7–13 октября. Оно иллюстрировало собой статью с громким названием «Когда Россия исчезает. Отчет о демографической катастрофе». Courrier International – это издание вроде старой газеты «За рубежом»: большинство публикаций – выдержки из иностранных медиа. Главным материалом номера на этот раз стало исследование, перепечатанное из «Независимой газеты». Оно задало тему всего «русского выпуска». А в своей редакторской колонке Филипп Тюро-Данжан сравнил демографическую ситуацию в России с европейской. Сравнение выглядело неутешительно.

Честно говоря, я не собирался покупать этот «Международный курьер». Я всего лишь искал свежий Pariscope – приложение к Figaro, где описывают культурную жизнь французской столицы. Но Pariscope везде разобрали, а Courrier кое-где остался. И вечером, за обедом, я, как и сотни тысяч французов, читал подборку материалов об ужасах российского вымирания вместо того, чтобы исследовать афишу выставок. Эта публикация создала тот контекст, в котором читающие парижане воспринимали последние известия о России.

Лицом осеннего номера Art Actuel стала счастливая физиономия Такеши Мураками. Этот автор открыл свою выставку в Версале под громкий ропот общественности, недовольной тем, что мультяшно-эротические скульптуры японца вторгаются во дворец. И хотя русские художники пока что не достигли такой славы, чтобы становиться героями французских передовиц, внутри издания можно найти портрет Валерия Кошлякова, разверстанный на страницу, статью о «Контрапункте» в Лувре (с акцентом на Кошлякове) и даже обзор московских вернисажей. За исключением этой публикации, выставка в Лувре еще не привлекла к себе большого внимания у парижской арт-прессы. «Контрапункт», который из Москвы представляется громкой победой русского оружия, пока не кажется таким при взгляде из Парижа.

Но почему на обложках нет Авдея Тер-Оганьяна? Скандал с вывозом в Лувр работ этого автора оказался ссорой районного масштаба, и ссорой не в области искусства. Потому что сами произведения Тер-Оганьяна не вызывают у местных зрителей никакого желания скандализироваться: их визуальный язык давно освоен и переработан мировой культурой, а надписи кириллицей мало трогают французов. Поднятый нашими блогерами шум так и остался политическим фоном; он взбудоражил галльских защитников прав человека, но не задел никакой живой струны в сердцах арт-критиков: очередная история про «жестокую путинскую цензуру» мало трогает художественную общественность в Париже. Гораздо больше местную арт-сцену взволновала история внезапной любви Лувра и Stella Art Foundation.

Организаторы «Контрапункта» умудрились прилюдно потереть сразу две застарелые французские мозоли. Отношения галериста и художника, частных фондов и публичных музеев – это больные места: но до сих пор речь о давлении президента русского частного фонда на куратора главного французского музея шла только в кулуарах. И вот, наконец, нарыв прорвался – в редакторской колонке Жан-Пьера Фрамбуаза, в том же последнем номере Art Actuel, где этот известный критик называет Стеллу Кесаеву «хорошенькой олигархеттой современного русского искусства» и фактически обвиняет ее во влиянии на выставочную политику Лувра. Конфликты такого рода редко выходят на поверхность, и влияние этого заявления на репутацию русских арт-продюсеров в Париже трудно переоценить.

Без скандала нет продажи. Вопрос в том, нужно ли продавать русское искусство? Или его нужно грамотно показывать? Ведь задача общественных институтов состоит не в том, чтобы способствовать продажам: не стоит путать культурные центры с торговой палатой.

Лучшая выставка за весь этот русско-французский сезон открылась в Музее современного искусства города Парижа. Тихое событие, тонкая кураторская работа, экспозиция вписана в современный художественный контекст. Авторы исследуют советское прошлое, не отвергая его, но и не восхищаясь им: «советское» становится жестом, ритуалом, спектаклем. «Моменты драматизации» идут без нелепых скандалов – именно так, как и хотелось бы видеть русское искусство за рубежом.

Париж–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
847
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1059
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
960
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
954

Другие новости