На гала-концерте номера сменяли друг друга, тем не менее публике было на что и на кого посмотреть.
Фото предоставлено организаторами проекта «Звезды ХХI века»
Балетный гала, а попросту сборный концерт – затея рискованная. Нет интриги, нет спасительного винегрета из песен, плясок, эстрадных скетчей и цирковых чудес. Даже если в программе заявлены громкие имена (а, надо отдать должное организаторам, всех обещанных звезд они-таки привезли), нельзя быть уверенным, что в течение четырех часов удастся удерживать внимание зрителей. Тем более что в зале Кремлевского дворца в этот раз собрались далеко не только любители и знатоки балета. Состав публики минимум первых десяти рядов (как и число разбросанных по залу охранников) определил тот факт, что концерт проходил при поддержке Управления делами президента РФ и получил благословение первой леди Светланы Медведевой.
Если интриги нет, ее надо придумать. И это устроителям акции удалось. Международному проекту «Звезды балета XXI века» уже 17 лет. С 1993 года гала-концерты проходили в Торонто, с 2000-го также в Париже и Нью-Йорке. Но только московская версия (юбилейный – 50-й концерт) впервые должна была завершиться вручением приза «Балерина десятилетия». В этом не было бы ничего особенно интригующего, если б номинантками не оказались четыре примадонны ведущих трупп мира – Диана Вишнева (Мариинский и Американский балетный театры), Люсия Лакарра (Баварский государственный балет), Светлана Лунькина (Большой театр), Алина Кожокару (Королевский балет, Лондон). Одни недоумевали: кто и по каким критериям вправе выбирать лучшую среди небожительниц? Другие возмущались: подобное соревнование для артисток такого ранга смешно и унизительно, они уже не девочки. Последнего, кстати, никто и не скрывал. В буклете прямо сказано, что нынешние претендентки на звание «Балерины десятилетия» вошли в семью «Звезд XXI века» еще в веке ХХ.
Церемонию вручения обещали в финале концерта. Все, перешептываясь, ожидали развязки. Несравненных невольно сравнивали. Лакарра обворожительна и абсолютно невесома в руках Марлона Дино в дуэтах из балетов Ролана Пети «Пруст, или Перебои сердца» и «Моя Павлова». Вишнева (ее партнером выступил солист Американского балетного театра Марселло Гомес) совершенно по-новому и по-разному раскрылась в номере Мауро Бигонцетти «Головокружение» и дуэте из балета Джона Ноймайера «Дама с камелиями». Кожокару Москва вообще считает своей крестницей: на Московском балетном конкурсе в 1997-м она в первом туре продемонстрировала головокружительную технику, а во втором, оступившись, под испуганный крик зала шлепнулась, после чего карьера ее пошла в гору. В дуэтах с Йоханом Кобборгом из «Рапсодии» Фредерика Аштона и «Манон» Кеннета Макмиллана она по-прежнему прелестна. Что уж говорить о Лунькиной: на всех московских есть особый отпечаток. Тем более что специально для нее и солиста Большого театра Андрея Меркурьева хореограф Юрий Выскубенко сочинил номер «Венеция в лучах заката» – мировая премьера на сцене ГКД прошла в живом сопровождении итальянского тенора Алессандро Сафины.
Нет, соревнование между богинями решительно невозможно. От этой мысли не отвлекали ни команда звезд Парижской оперы Доротея Жильбер, Алессио Карбоне, Матильда Фрусте и Матье Ганьо, ни любимцы публики Наталья Осипова и Иван Васильев, ни ветеран Фарух Рузиматов, ни юное дарование Даниил Симкин (уроженец Новосибирска, с 2008-го солист Американского балетного театра). После финального дефиле в постановке арт-директора проекта Нади Веселовой-Тенсер четыре балерины выстроились на сцене в ожидании решения. Приза «Балерина десятилетия», прозвучал торжественно голос арт-директора, удостоена Диана Вишнева. Под бурные овации несколько смущенного, но все же гордого за державу зала Люссия Лакарра, Алина Кожокару и Светлана Лунькина недолго, однако, оставались вице-королевами. Интрига разрешилась просто: статуэток совершенно случайно оказалось четыре.