Иван Васильев на сборе труппы Большого театра.
Фото РИА Новости
В Большом театре прошла пресс-конференция, посвященная открытию 235-го сезона. Главное: журналистам представили нового музыкального руководителя и главного дирижера Василия Синайского.
Василий Синайский начинает (уже) традиционно: предложение возглавить художественные процессы в театре было для него полной неожиданностью. Год назад мы уже слышали точно такую же фразу из уст Леонида Десятникова. Правда, все последующие высказывания предшественника и преемника различаются кардинально.
Композитор говорил о консалтинге, супервизии и психотерапии, дирижер – о низком уровне репертуарных спектаклей. Десятников намеревался показываться в театре перед премьерами и появляться на официальных мероприятиях (правда, на деле он бывал в театре гораздо чаще), Синайский уже отменил около половины гастрольных выступлений и обещает посвятить Большому максимально много времени (при этом добавил, что дирижер, который сидит в театре 365 дней, на 366-й надоедает). Отвечая на вопрос «НГ» о серьезности его намерений – имея в виду, что его же сотрудничество с ГАСО в итоге оказалось кратким, Синайский сказал: «Я в Большой театр пришел всерьез и надолго», – а Анатолий Иксанов тут же добавил, что контракт с главным дирижером заключен на пять лет.
Синайский, по его словам, отсмотрел большинство спектаклей из репертуара Большого: «Ситуация в опере сложная, но не безнадежная. Уровень рядовых спектаклей часто невысокий. Поэтому первоочередная моя задача – повысить уровень проходных спектаклей, чтобы зритель испытывал чувство удовлетворения не только от того, что побывал в Большом, но и от того, что он там увидел, пусть спектакль идет здесь уже пять–десять лет».
Дирижер намерен встретиться с труппой лично, посмотреть, кто на что способен: «Кто ни на что, кто разленился, а кому нужно помочь». При этом дирижер отметил, что, с одной стороны, стоит задействовать приглашенных певцов, с другой – пользоваться всеми возможностями собственной труппы. Особые надежды Синайский возлагает на оркестр и хор, он уже включил два хоровых сочинения в ближайший симфонический концерт.
Говоря о творческом плане, который разработан в Большом уже на несколько сезонов, новый главный дирижер не высказал возражений, наоборот, назвал его очень интересным. В качестве дирижера-постановщика, согласно этому плану, Синайский задействован в двух спектаклях – это «Золотой петушок» Римского-Корсакова (завершает нынешний сезон) и «Кавалер роз» Рихарда Штрауса. Он не исключает, что будет вести и спектакли, которые поставят его коллеги: Синайский считает, что закреплять спектакль за одним дирижером необязательно.
Отвечая на вопрос корреспондента «НГ» о нехватке детского репертуара, Василий Серафимович пообещал работать в этом направлении, тем более что опыт в этой области у него есть. Имея в виду работу над взрослой версией этой оперы с режиссером Кириллом Серебренниковым, маэстро заявил, что считать «Золотой петушок» спектаклем для детей – «чушь собачья: во-первых, он длинный, во-вторых, содержание фривольное». Анатолий Иксанов напомнил, что Большой театр и СТД проводили конкурс на лучший спектакль для детей и юношества, где победил Ефрем Подгайц с балетом «Мойдодыр». По словам гендиректора театра, конкурс был слабый, и вопрос о том, ставить «Мойдодыра» или нет, еще открыт. Верится с трудом, что ни один российский композитор не смог написать ничего, удовлетворяющего вкусам Большого, а бюджет, выделенный на проведение этого конкурса, получается, потрачен зря. Уже не говоря о том, что в контракте у лауреата (то есть Подгайца) наверняка есть пункт об обязательствах театра.
По результатам пресс-конференции можно только порадоваться за Большой: наконец, найден человек с достойными планами. Сможет ли он их реализовать – узнаем со временем.