Проект «Наклей-ка!», стартовавший 15 мая во время благотворительного фестиваля «Шедевры крошек, или Крошечные шедевры», носит в этом году экспериментальный характер. Игровой комплект прежде всего получали участники «Шедевров крошек», а также дети, посещающие студии при музеях. Хотя при желании, стоило обратиться в ИКОМ, участником мог стать (и, кажется, до сих пор может) каждый. Собрать наклейки (хотя бы 15 из 32) нужно к 15 декабря; награда – билет на костюмированную елку в музей. Перспектива присовокупить к своему игровому полю еще одну наклейку делает с детьми чудеса. А уж если они получают самое простое игровое задание, то уже и не тащут вас из зала в зал, а начинают смотреть...
Что такое музей? Коллекция неприкосновенных экспонатов, которые такими же должны достаться потомкам, предположительно все так же желающим видеть, на каком стуле, за каким письменным столом сидел великий писатель, в какую чернильницу обмакивал свое перо, - как это желала публика позапрошлого века, именно в такую форму облекающая свой культ кумиров высокой культуры? Или музей - это место чем-то сродни виртуальному пространству, где сегодняшний подросток (неважно, какого на самом деле возраста), без разбору нацепив старинные доспехи, уже рвется в бой?
Помню, раз, мои восторги по поводу одного музея, выкроившего чуть ли не в каждом зале уголок, где можно было что-то потрогать, а что-то и помастерить, были охлаждены знакомым музеологом: у детей может выработаться неправильный рефлекс, и они так и будут продолжать все подряд «трогать»...
Ребенка, отправляющегсоя в путешествие по маршруту, придуманному российским центром Международного совета музеев ИКОМ и объединенному в игре «Наклей-ка!» – будут, скорей всего, ждать эти две крайности. Возможно, ребенок не всегда будет понимать, почему сегодня ему уже нельзя тянуть ручонки к веретену или ручной мельнице, если вчера, пусть и в другом музее, его «учили» прясть или молоть. И почему вчера слово «музей» означало место, где призывали всячески играть и резвиться, а сегодня на твое хорошее настроение тебе с порога отвечают страшным театральным шепотом: «Ой, что ты мальчик! Ты знаешь, куда ты пришел? Это же музей!!!»
Мы, взрослые, конечно, понимаем, что правда и на той, и на этой стороне. Что обе формации музейных работников учат «культурному поведению». Просто понимают его по-разному. ИКОМ замыслил благое дело: включил в проект не только те музеи, которые заведомо имеют детские программы, и даже не предполагают, что юный гость получит желанную «наклейку» не выполнив замысловатого задания (как, например, в музее декоративно-прикладного искусства на Делегатской, в обязательном порядке проводящего с «наклейщиками» занятие в своем Детском центре, и заодно мотивирующего туда вернуться в течение учебного года). Таких музеев в маршруте – наверно, больше половины. Пусть где-то на занятие надо записываться или приходить в особый день, а может даже за некоторую дополнительную плату (все толково указано в прилагаемом к комплекту путеводителе) – но в принципе эти музеи к приему детей готовы. Остальных нашествие участников музейного марафона, наверное, приведет в ужас, или, в лучшем случае, заставит о чем-то задуматься.
Из «проверенного»: Исторический музей недаром стоит в игре под номером один. Дети получают хитроумное задание-путеводитель, заставляющее их прошарить чуть ли не все залы, посвященные Древней Руси. В награду – компьютерная игра «Мир былин» в зале Интра-нет. Рядом – Музей археологии. Хоть, может, то, что музей предложил собственно для «Наклей-ки» - не самое заманчивое в его репертуаре. Так что можно проявить инициативу: придти, например, в выходные на программу «История, вооруженная лопатой», где дети с воодушевлением изгребут из песка бусинки, бересту, обломки древних горшков и потертые монеты . Тех, кто готов в принципе променять песочницу на раскоп, записывают в археологический кружок.
И в Политех, конечно, надо идти не в обычный день, а когда там оживают то музыкальные шкатулки, то первые роботы, а то нефтедобывающие агрегаты. Все расписано по часам на сайте музея. В Коломенское - записываться на экскурсию по музею деревянного зодчества. Для вас заведут старинную мельницу и пометят нос свеже намолотой мукой. А в Переделкино можно не записываться – в доме Корнея Чуковского детей всегда ждут с экскурсией «От двух до пяти».
Немного разочаровало Захарово. Путеводитель предлагал приехать в выходные к полудню, мол, тогда экскурсия для участников проекта. Но к полудню в музее Пушкина собралось слишком много взрослых дяденек и тетенек, чтобы экскурсовод могла позволить себе опускаться до детского уровня: музей обязан обслужить в это время всех пожелавших того индивидуальных посетителей. Еще хорошо, что речь все-таки шла о детстве Александра Сергеевича и можно было сфотографироваться с самим будущим лицеистом, задумчиво глядящим на захаровский пруд...
В Абрамцеве лучше ориентироваться на специальные программы для детей. Иначе никакие врубелевские Берендеи и Снегурочки не тронут. То же верно для всех литературных музеев: благо что почти все они уже такими интерактивными программами обзавелись и наше дело только об этом вовремя узнать. А среди трех участвующий в программе музеев ретро-автомобилей, победит, наверное, «Автовилль»: экскурсии там стабильно каждые два часа.