0
1359
Газета Культура Интернет-версия

16.09.2010 00:00:00

После нас – хоть покой

Тэги: балет, премьера


балет, премьера Выпавший из формата – обречен.
Фото Дамира Юсупова (Большой театр)

Громким проектом Большой театр открыл 235-й сезон. Один из самых востребованных европейских хореографов – Анжелен Прельжокаж – сочинил оригинальный балет специально для Большого. Заявленный как «Апокалипсис», к мировой премьере в рамках программы «Россия–Франция-2010» балет пришел под названием «А дальше – тысячелетие покоя. Creation 2010».

Сначала мы воровали. У Бежара, Баланчина, Пети. Беззастенчиво и безнаказанно. Выручал железный занавес. Потом нас объявили законопослушными, появились деньги. О непосредственном сотрудничестве с активно действующими зарубежными звездами мечтать еще не приходилось, но хранящие наследие усопших гениев фонды присылали репетиторов. Давние постановки нам иногда дарили стареющие мэтры, а в последнее время уже и кое-кто из первой пятерки взялся переносить на российские сцены свои неувядающие шедевры. Правда, в лучшем случае десятилетней давности. И вот свершилось. Специально для нас ставит балет Анжелен Прельжокаж.

Поначалу знаменитый француз тоже думал перенести на сцену Большого что-нибудь из готового. Но, приехав отбирать московских танцовщиков, был, говорят, потрясен. Решил: надо сочинять новое, и чтобы в спектакле вместе с москвичами участвовали артисты его труппы (он основал ее в 1984 году, с 1996-го Балет Прельжокажа постоянно работает в Экс-ан-Провансе). После премьерной серии в Большом театре, которая продлится до 19 сентября, спектакль увидят в разных городах Франции, а также в Люксембурге, Германии, Нидерландах.

У нас французского хореографа неплохо знают. В начале девяностых Москву потрясли неожиданные интерпретации дягилевской классики, в 1999-м поклонники романтического шедевра Лавровского и Вильямса, громко хлопая стульями, покидали зал во время представления его «Ромео и Джульетты», а семь лет назад члены некоего комитета за нравственное возрождение отечества призывали бойкотировать привезенный в Москву балет Прельжокажа «Благовещение» за пропаганду однополой любви (очевидно, двуполая любовь между Марией и Гавриилом земляков Пушкина не оскорбила бы).

На этот раз Прельжокаж вновь обратился к библейской теме, но предупредил: прямых иллюстраций «Откровения Иоанна Богослова» ждать не следует, его занимает идея открытия скрытого в человеческих душах («апокалипсис» по-гречески буквально означает «срывать покров»). Но спектакль все же вызывает ассоциации с более привычным для нас переносным значением этого слова, ставшего синонимом конца света.

Тысячелетие покоя наступит, похоже, не скоро. Современное человечество – сплошь трудоголики, садисты и развратники. Маниями страдаем вместе, только с ума сходим поодиночке. Выпавший из формата обречен, как голый среди соблюдающих дресс-код. Жизнь – бездушный конвейер. Над этим когда еще Чаплин смеялся, но сегодня уже не до смеха. Человеческие пороки не ржавеют. На это без обиняков указывает и излюбленный материал впервые выступившего в качестве сценографа известного индийского художника, мастера инсталляции Субодха Гупты. Кухонная нержавейка в руках ангелов. Громадные цепи из нержавейки стальной молнией срываются с колосников, чтобы обвить тела исполнителей и прогреметь в такт музыке, сочиненной «отцом французской электроники» Лораном Гарнье. Из нержавеющих мисок и шумовок собраны головные уборы танцовщиц, что исполняют нечто среднее между традиционным индийским танцем и столь же традиционным номером из ночного клуба. Такая неопределенность – принцип. Вместе с эстетическими ориентирами человечество утратило и нравственные. Прельжокажу это не нравится. Из четырех черных фур на сцене выстраивается мрачная стена. Пристенная жизнь формирует пристенную психологию. И чувства какие-то подзаборные. Любовь рождается из жестокости. Ей просто не из чего больше родиться. Строго говоря, это и не любовь вовсе, какой была она, скажем, в «Ромео и Джульетте». По Прельжокажу, и этого человечеству уже не дано. Нет больше избранных. Ни людей, ни народов. Как некогда Дин Рид, протестуя против вьетнамской войны, выстирал перед Белым домом американский флаг, так в финале артисты стирают и расстилают по сцене мокрые флаги множества государств. Двое выносят из-за кулис живых ягнят. Однако они черные. И этих агнцев не отмоешь добела.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
579
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
490

Другие новости