0
1277
Газета Культура Интернет-версия

09.09.2010 00:00:00

Краса ненаглядная

Тэги: фестиваль, балет, дети


фестиваль, балет, дети Дети украсили своим участием открытие фестиваля РНО.
Фото РИА Новости

Второй фестиваль Российского национального оркестра начался с балета Стравинского «Жар-птица». Впервые в роли танцовщиков выступали непрофессиональные дети и подростки, а Михаил Плетнев появился на публике, наконец, в профессиональном статусе (и в белом фраке). Вопреки усиленным мерам предосторожности, зрители устроили не провокацию, а овацию – приветственные аплодисменты были не по обыкновению продолжительны.

Британский хореограф Ройстон Малдум специализируется на социальных проектах: в его постановках танцуют дети из разных слоев общества, зачастую неблагополучных, или даже инвалиды, больные синдромом Дауна, например. В России последних не нашлось (а может, не захотели искать, от греха подальше), и нашли около сотни участников из так называемых средних семей – от совсем малышей до взрослых детин, чтобы было кому поддержки делать. Сказать, что хореография ничем особенным не отличалась, с одной стороны, напоминала игру про морскую фигуру (где надо замереть в причудливой форме), с другой – отработанные движения: строем, в стороны, рядами, частоколом, змейкой и так далее. Но свою функцию хореограф выполнил – по крайней мере сотня детей три недели не слонялась по улицам, почувствовала прелесть сцены (или поборола ее страх), и к тому же выучила наизусть партитуру Стравинского (это вам не пара песен «Ранеток» или кто еще нынче в авторитете у подростков, этим и во взрослом обществе козырнуть можно). Идея постановки не оригинальна, но детям вполне понятна – сказка о Жар-птице, оказывается, привиделась маленькому мальчику во сне, а в образы Ненаглядной Красы и Ивана-царевича воображение трансформировало маму и папу: в финале они утешают ребенка, который дрожит так, словно увидел кошмар про серого волка, а не приключения со счастливым концом. Неувязка ощущается еще сильнее от того, что в музыке – особенно в интерпретации Плетнева – в момент пробуждения кошмаром и не пахнет.

Наоборот, Михаил Васильевич все репрезентативные формальности этой партитуры, особенно связанные с инфернальными картинами Кощеева царства (знакомыми нам в трактовке Валерия Гергиева, уж очень он любит дать Поганый пляс в качестве биса где-нибудь на Пасхальной неделе), он лишает привычной и ожидаемой лубочности. Прочтение Плетнева скорее субъективное, он рассказывает эту историю шепотом – но театральным, когда каждое слово слышно даже на галерке, а от того еще страшнее, когда угрожающе шелестит лес у струнных и тишину вдруг прорезывают выкрики деревянных духовых или внезапный всплеск арфы. Когда Колыбельная на самом деле погружает в морфейную дрему, а не в сладкий сон. Тем светлее и блистательней торжественный финал.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1883
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3895
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2932
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2398

Другие новости