Не успели в вахтанговском театре отойти от премьеры «Троил и Крессида» по пьесе Шекспира, которая редко ставится театрами, как следом здесь же выпускается спектакль «Мера за меру» опять по Шекспиру, и что примечательно, близкому по времени написания к «Троилу и Крессиде». Шекспироведы аттестуют пьесы этого периода у великого драматурга как «мрачные», «жестокие», «цинические».
Юрий Бутусов, приглашенный на постановку в прославленный театр, эту комедию Шекспира осмыслил как еще боле мрачную, жестокую и циническую. Известно, что Бутусов имеет склонность обнаруживать в классических текстах те источники драматизма, которые оставляют героя один на один с аморальной, разрушительной силой власти, закона. И там, где есть повод для сгущения красок, Бутусов даст волю своему предрассудку любимой мысли. Дело не только в Шекспире, но и в самой нашей реальности, которая оказывается страшнее шекспировской. Может быть, поэтому Бутусов так жестко меняет финал комедии, которую ставит совсем не как комедию, скорее перед нами разворачивается фарс власти, в который попадают честные и благородные люди.
Режиссер лишает благородной поступи герцога венского Винченцо, и в первом событии пьесы о передаче власти наместнику Анжело на некоторое время видит не высокую, а грязную политическую, аморальную игру. Обе роли играет Сергей Епишев, и надо сказать, мощно и убедительно. Наконец-то в репертуаре актера появились роли, которые дают представление об его больших актерских возможностях. Эксперимент, который устраивает герцог, отвратителен хотя бы потому, что допускается возможность играть жизнями ни в чем неповинных людей. Намеренный уход в тень на время герцога и выдвижение Анжело есть ни что иное как форма самолюбования для Винченцо, поскольку он остается у власти де факто, только рядится в отца церкви и выдает себя за духовника Анжело. Он тайно наблюдает и столь же тайно вмешивается в ход событий. Однако псевдо власть не облегчает жизни гражданам Вены, а, напротив, делает ее еще невыносимей. К смертной казни приговаривается Клавдио (Владимир Бельдиян) за то, что согрешил до брака с Джульеттой(Мария Бердинских). Оба любят друг друга и готовы обвенчаться. Однако закон карает переступивших черту дозволенного, и Анжело поначалу служит букве, а не духу Закона. Беременная Джульетта смиренно принимает и позор, и наказание. Ей, опозоренной, уже не жить в своем дворянском сословии. В руках у нее дорожный чемоданчик. Её будущее кажется ужасным.
Анжело, вступив во власть, похож на тех отчаянных интеллектуалов, которые хотят поначалу не столько служить Закону, сколько исправлять человеческую породу. Но по иронии судьбы... Преступная страсть овладевает им к сестре заключенного Изабелле (Евгения Крегжде), когда та приходит просить за брата. И тут он понимает, что данную им власть он может использовать совсем в других целях. Цена свободы брата ≈ потеря невинности сестры. Сергей Епишев играет скопца, в котором проснулось чувство, но упавшая на голову власть делает извращенным чувство человека, который никогда не любил. И большой вопрос: любит ли он Изабеллу. Пусть при помощи герцога Анжело обманывают, и он думает, что спит с Изабеллой, а на самом деле со своей брошенной невестой, не суть, поскольку помилования брату не приходит.
Изабелла, которая по пьесе – послушница и вот-вот должна принять постриг, в спектакле слишком темперамента и горяча для монастыря. В хрупком теле живет стойкий дух, только в спектакле с избытком льются слезы, когда актриса не понимает, как наращивать или удерживать драматизм.
Герцог ведет свою интригу возможно для того, чтобы опорочить Анжело, известного всем как честного и достойного человека. Он-то знает, как развращает власть и, возможно, дав чуть-чуть поцарствовать, таким ходом убирает конкурента. На плахе, что стоит в центре сцены, может оказаться голова любого. Как ляжет карта в игре властителей. Все ходят по краю пропасти.
В финале все становится очевидным. Юрий Бутусов намеренно повторяет мизансцену, которую выстроил в начале спектакле. Герцог делает точно также сомнительное предложение Изабелле, как прежде – Анжело. И несчастная девушка отчаянно пытается убежать, наматывая круги по сцене. Длинный стол, собранный из небольших, для официальных встреч, теряет строгость очертаний. Выхода из апартаментов для Изабеллы нет. Она сворачивается калачиком на одном из них, беспомощная и без права выбора. «Где найти защиты?», – скулит униженная Изабелла.