0
861
Газета Культура Интернет-версия

24.08.2010 00:00:00

Не понял юмора

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - зав. отделом культуры "Независимой газеты".

Тэги: театр, премьера


театр, премьера В этой сцене обитатели зоопарка живо обсуждают перспективы естественного отбора. Сцена из спектакля «Семь дней до потопа».
Фото Михаила Гутермана

«Семь дней до потопа» – пьеса братьев Пресняковых, премьеру которой сыграли в Театре им. Станиславского. Первая премьера московского сезона вряд ли вспомнится к его концу, но в августе, когда «Семь дней...» – фактически единственный повод поговорить о театре, и она заслуживает разговора.

«А что вообще?» – вопрос моей знакомой, московского режиссера, которая сейчас отдыхает вдали от Москвы. Подразумевается – что нового. Рассказываю о премьере у Галибина. Надо уточнять: ставил не он, а приглашенный режиссер, Владимир Петров. Формулирую коротко, в смысле – смотреть не стоит.

«Что, совсем плохо?..»

Нет, ну, там есть момент, когда Константин Богданов, который играет гориллу, произносит прочувствованный, пронизанный просвещенческим морализмом монолог, о том, что все беды не снаружи, а внутри нас... Такой неожиданный – никто же не ожидает, что горилла заговорит, хотя перед тем звери не шутя обсуждали перспективы выживания зоопарка, но горилла в этом споре хранила величественное молчание... Главный герой Йон (то есть Ной наоборот) – его играет Макс Шахет. Лысый череп, интересное лицо, но в «39 ступенях», его дебюте на сцене Театра Станиславского, он смотрится уместнее, как-то понятнее – в смысле он сам, кажется, лучше понимает, что от него там требуется. Играет смешно, не теряя несколько растерянного и одновременно серьезного выражения лица. Помните чешский мультфильм про Гржимека и Вахмурку? Он похож на одного из них...

Братья Пресняковы? Это те, которые написали «Изображая жертву». Видели фильм Кирилла Серебренникова? Понравился? Мне его же спектакль кажется лучше, а еще лучше другой спектакль, который поставил по этой пьесе не Серебренников, а Вячеслав Кокорин в Екатеринбурге. Но кто его видел, тот спектакль?.. Один мой знакомый режиссер, большой консерватор, называет их братья-разбойники. Но это – когда они были на коне, казались главными представителями новой российской культуры на мировом театральном рынке, когда, говорят, их ставили наравне с Чеховым. Интерес к ним, мне кажется, пошел на убыль после романа «Убить судью», вышедшего вскоре после очередного чемпионата мира по футболу, где Пьерлуиджи Коллина как-то не на шутку многих раздражил. И роман вышел кстати. Но читать было неинтересно. А зачем роман, если страницы переворачиваешь безо всякого любопытства и чем дальше – тем скучнее?

Вот и «Семь дней до потопа». Ждали, что главную роль сыграет Сергей Шакуров, но весной, накануне премьеры, ее перенесли на новый сезон. А к осени уже и Шакурова не было, и, если память мне не изменяет, состав исполнителей вообще претерпел изменения (в программке: Первая крыса – Татьяна Ухарова, а на сцене только одна крыса, и играет ее другая актриса). А сюжет? Человек приходит в супермаркет и никак не может спрятаться от назойливого мерчендайзера, который требует, буквально заставляет героя купить пачку чипсов... Совершенно определенные чипсы: на сцене – огромный, можно сказать, рекламный транспарант, и в руках у всех – только эти чипсы (мне эта реклама, никак нигде не отраженная, больше всего не понравилась). Отвертеться нет сил, но тут выясняется, что в этой пачке – приз, настоящая яхта, а через семь дней – очень кстати – потоп. Чудная завязка! Дотянуть бы... Хотя бы до потопа. Но на это нет сил, причем, на мой взгляд, не столько у авторов, сколько у режиссера, который никак не может поймать необходимую меру агрессии и иронии, серьеза и совершенного равнодушия, – текст хороший, но играют его так натужно, что ясно: этот натуг не исправить ни к пятому, ни к десятому спектаклю. Надо менять условия игры.

Мне понравилась Полина Райкина. Она вообще хорошая, я обратил на нее внимание еще в студенческих спектаклях – она училась в Щукинском училище на курсе Павла Любимцева. И тут – повышенный градус, избыток эмоций не мешает воспринимать ее – пластическая свобода (гены дают себя знать!) сочетается с не меньшей эмоциональной пластичностью (ну и тут, можно сказать, родители ей не мешают). А в остальном... Конечно, нет. По-моему, так не стоит тратить время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1599
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1796
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1908
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4280

Другие новости