Революционный Чехов украсил стены бывшего Музея революции.
Фото предоставлено прес-службой ГЦТМ
Казалось бы, выставка Бахрушинского музея, посвященная Чехову, которая открывалась в нынешнюю московскую жару практически в мертвый сезон в залах Музея современной истории, не оснащенных кондиционерами, – мероприятие, предназначенное горстке избранных. К тому же в течение всего сезона было немало впечатляющих событий, связанных с именем великого классика. Однако Бахрушинский музей готовил свою выставку два года.
Кураторы проекта Алевтина Кузичева, Дмитрий Родионов, Татьяна Шах-Азизова попробовали соединить традицию и новые подходы. Акцент ставится не на подаче редких мемориальных вещей, не на музейных раритетах, а на Чехове в пространстве прошлого и настоящего, истории и дня сегодняшнего, на непростом совмещении этих объемов. Последнее достигается благодаря тому, что в проект был приглашен известный сценограф Александр Боровский (художник проекта).
Свойство мыслить архитектурно этот мастер доказывал не раз – и в том, как распоряжался пространством спектаклей, и как блистательно обустроил Студию театрального искусства Сергея Женовача.
На этот раз Боровский дал трактовку музейным экспонатам, городам, усадьбам, садам, связанным с жизнью великого классика. Все это подано на выставке с помощью современной фотографии, увеличенной до театральной декорации, выгородки. Союзником известного сценографа стал другой мастер, только фотографии, – Александр Иванишин.
Объем достигается не только за счет увеличения масштаба фотографии, но и за счет того, что мемориальные места, связанные с жизнью Чехова, подаются на выставке в формате современной съемки: будь то таганрогская «Лавка Чеховых», «Мелихово. Усадебный дом» или Белая дача в Ялте с турецким диваном или там же спальня со столиком для умывания. Здесь авторы словно вооружают нас линзой, которая укрупняет и вещь, и пейзаж.
Есть в этой выставке и личный мотив. Для Александра Боровского ключевым образом всей экспозиции стали принципы оформления спектакля «Вишневый сад» его отцом Давидом Боровским (Афины, 1995, режиссура Юрия Любимова). Макет этого спектакля предваряет выставку, а в самих залах водружены колонны-деревья в том масштабе, который соответствует постановке конца 90-х. Боровский-младший признается, что допустил лишь одну вольность. Черный цвет стволов деревьев он заменил белым цветом, превратил декорацию выставки в калейдоскоп фотонегативов.
Бродить по этим залам увлекательно, хочется многое рассмотреть, разглядеть. Бытовая подробность земской школы сменяется лирическим пейзажем полей, лесов, садов, морей.
Отдельно в последнем зале выставлены эскизы сценографов от Виктора Симова до Даниила Лидера, от Николая Сапунова до Сергея Бархина, от Бориса Кустодиева до Эдуарда Кочергина.
На открытии выставки было немало уважаемых гостей, в том числе и вдова выдающегося киевского художника Даниила Лидера Кира Питоева-Лидер. Эскиз к «Вишневому саду» своего мужа она достала из семейного архива и предоставила организаторам выставки. Кира Николаевна сожалела, что не удалось по техническим причинам выставить все четыре эскиза, поскольку только через этот тетраптих можно полноценно понять мысль художника. «Первый удар топором по вишневому саду – маленькое черное пятнышко на полотне, едва заметное. С каждым ударом пятно увеличивается, и с последним замахом топора на эскизе сплошное черное пятно», – объяснила Питоева-Лидер.
Татьяна Шах-Азизова, авторитетный специалист по театру Чехова, – куратор собственно театральной части выставки и зала с эскизами. За два года работы был собран видеоматериал, из которого в результате сложили фильм «Театр Чехова. Избранное», идущий здесь нон-стоп. Те, кто захочет посмотреть фильм целиком, должны знать, что придется потратить пять часов. Зато можно увидеть редкие, уникальные кадры из «Вишневого сада» с Качаловым, Книппер, Тархановым, Добронравовым, Лоуренсом Оливье в роли Чебутыкина. Можно составить представление о том, по словам Татьяны Шах-Азизовой, как театры входили в Чехова, а также увидеть современный срез как отечественного театра, включая российские коллективы, так и европейского.
Можно успеть. Выставка открыта до конца года.