«Лулу» – это не для слабонервных. Сцена из оперы.
Фото с официального сайта Зальцбургского фестиваля
В австрийском Зальцбурге начался знаменитый музыкальный фестиваль. В этом году он отмечает свое 90-летие, демонстрируя миру блестящий пример того, как из искры – то есть постановки пьесы Гуго фон Гофмансталя «Имярек» в маленьком театре провинциального, в общем, города – разгорается пламя: грандиозный фестиваль, куда стремятся слушатели со всего мира. И даже пламя, готовое сжечь все на своем ходу (как наши лесные пожары) – вроде Второй мировой или постоянных скандалов вокруг руководства, – не способно потопить Зальцбургский фестиваль.
Нынешний интендант Юрген Флимм с фестивалем прощается, новый, Александр Перейра, приступит к работе через сезон, на пересменке остается Маркус Хинтерхойзер – руководитель концертной программы, которую критики называют даже более удачной, чем основную, оперную. Хинтерхойзер придумал новую концепцию, она и стала главной изюминкой. Система «Континентов» – то есть программ, посвященных тому или иному композитору, – наряду с отдельными концертами солистов и оркестров мировой величины стала привлекать внимание публики, даже несмотря на то что часто «континенты» посвящены современным композиторам.
В этом году это Вольфганг Рим, один из самых авторитетных и плодовитых композиторов Германии и Западной Европы. На его счету уже более 500 опусов, список исполнений его сочинений в мире расписан как минимум на год, он регулярно выпускает премьеры (иногда чуть ли не пять в сезон). А его ранняя опера «Якоб Ленц» вообще живет своей жизнью – ее ставят так же часто, как традиционный оперный репертуар (для сочинений ныне живущих композиторов это колоссальная редкость).
Рим исполнил свою мечту: написал оперу по «Дионисийским дифирамбам» позднего (уже почти безумного) Ницше. Об этой идее композитор говорил в интервью автору этих строк еще в 2005-м, сейчас она, наконец, реализована. Ставит оперу Пьер Ауди, дирижирует – Инго Мецмахер, известный не просто лояльным отношением к современной музыке, а страстно ею увлеченный. С музыкальным театром Вольфганга Рима он работает не в первый раз, еще в начале 90-х он ставил в Гамбурге «Завоевание Мексики» – один из самых интересных театральных опусов Рима.
Среди концертов «Континента» можно отметить номер шесть, где Анна-Софи Муттер исполнит скрипичный концерт «Пропетое время» (дирижирует Риккардо Шайи), или восемь, где симфонический опус «Охоты и формы» станет основой танцевального представления (в хореографии Саши Вальц).
Юрген Флимм отличается склонностью сочинять для фестиваля трагедийно-мистические девизы. «Ведь смерть так же сильна, как и любовь» (2008), «Игры властных» (2009), наконец «Там, где сталкиваются бог и человек, возникает трагедия» (2010). Самое интересное, что под каждый из них не так трудно собрать оперную программу. В компании с «Дионисом» идет опера Глюка на мифологический сюжет «Орфей и Эвридика», «Электра» Рихарда Штрауса и «Лулу» Берга – сюжеты (если исключить Орфея) сплошь не для слабонервных. «Дон Жуан» – это премьера одного из прошлых сезонов, в этом году ее возобновляют, впрочем, тоже вполне вписывается в концепцию. Как и «Ромео и Джульетта» Гуно – заглавную партию споет Анна Нетребко, умудрившаяся накануне слетать в Юрмалу и спеть там дуэтом с Филиппом Киркоровым. Ищет, ненасытная, новых поклонников? Старых хоть отбавляй – билеты на спектакли с ее участием в Зальцбурге были распроданы в считанные часы.