Сенсационное известие о новой должности Начо Дуато затмило, кажется, все художественные впечатления. Когда на пресс-конференции в рамках Чеховского фестиваля хореограф, не скрывая раздражения, обвинял испанский Минкульт в наплевательском отношении к творческим людям, все негодовали вместе с ним: как можно разрывать контракт с мировой знаменитостью – Начо Дуато двадцать лет возглавлял Национальный балет Испании и превратил его за это время в уважаемую труппу.
Негодовали, не подозревая, что нам в России надо только радоваться тому, что в конце июля Начо Дуато уходит с поста арт-директора мадридской труппы. Вне стационарного театра он проведет менее полугода, после чего заступит на новый пост. Пост № 1 в истории нашего балета. Европейского хореографа такого ранга, да еще на пике карьеры, ни одному отечественному театру ни разу еще не удавалось залучить «на должность». На пресс-конференции 28 июля было официально объявлено о том, что в январе 2011 года Начо Дуато займет место художественного руководителя балета петербургского Михайловского театра. Подобное не снилось и лидеру последних сезонов по части экспериментов с современной хореографией Музыкальному театру имени Станиславского и Немировича-Данченко. Такой вес муниципальному (пусть и московскому) учреждению, конечно, не взять. Он оказался под силу лишь тяжеловесам – генеральному директору Михайловского театра бизнесмену Владимиру Кехману и продюсеру Сергею Даниляну. Не исключая из репертуара классические постановки, Михайловский балет видит стратегию своего развития в современной хореографии (уже в марте в театре пройдет фестиваль современного танца). Трудности понятны. Но Дуато не намерен быть новой метлой. По крайней мере в первый год обещает никого из труппы не выгонять. А в перспективе надеется создать единственную в мире, уникальную труппу. Иначе, считает, не стоит работать. Поживем – увидим, ведь контракт заключен бессрочный.
Начо Дуато родился в Валенсии. Сейчас ему пятьдесят три. Он странный испанец – не любит фламенко и футбольного матча Испания–Нидерланды не смотрел. С детства мечтал о балете, но во франкистской Испании в танце были только девочки. В восемнадцать все-таки начал учиться – в Школе Мари Рамбер в Лондоне, затем в школе «Мудра» Мориса Бежара в Брюсселе, в Американском танцевальном центре Элвина Эйли в Нью-Йорке. В 1980 году подписал контракт со знаменитой труппой «Кульберг балет» в Стокгольме, а через год – с Нидерландским театром танца. Сюда молодого танцовщика пригласил сам Иржи Килиан, которого Дуато считает гением и истинным своим учителем. В том, что талантливый ученик наследует учителю, легко убедиться тому, кто видел недавно премьеры килиановских «Маленькой смерти» и «Шести танцев» в Музыкальном театре и посмотрел или еще успеет посмотреть до конца рабочей недели на Новой сцене Большого театра вторую из включенных в программу Чеховского фестиваля постановок Начо Дуато. «Многогранность. Формы тишины и пустоты» на музыку Иоганна Себастьяна Баха хореограф сочинил по заказу Веймара, когда в 1999-м город был назван Культурной столицей Европы. Килиан играет с Моцартом почти на равных. Для Дуато Бах – кубик Рубика. Комбинаций без счета. Немало удачных.
В Прологе Дуато сам выходит на сцену, чтобы получить у Баха разрешение исполнять его музыку. Звучание многолюдного оркестра он переводит в пластику, представляя танцовщиков то инструментами, то клавишами, то струнами души. То, как сам Дуато говорит о своем восприятии музыки Баха, на русский язык можно прямо перевести пушкинскими словами из «Моцарта и Сальери»: «Я весел┘ Вдруг: виденье гробовое, внезапный мрак иль что-нибудь такое┘» В его смешном и мрачном спектакле композитора посещает роковая испанка – то ли Муза, то ли Смерть. И когда, выжав его в своих объятиях до капельки, она бросает бездыханное тело, Хореограф, еще недавно коленопреклоненно испрашивавший у гения дозволения прикоснуться к его творчеству, едва оглянувшись, решительно следует за ней.
Путь самого Начо Дуато лежит в северную Пальмиру. Он понимает, что будет скучать по Испании, но ему не привыкать. Покинув родину в 18 лет, он вернулся только в 31. Теперь, говорит, опять «в эмиграции». Когда стало известно, что контракт с Национальным балетом в Мадриде закончен, хореограф получил несколько предложений со всего мира. Интернет-форумы кричат о том, что русские украли испанскую драгоценность. Но «драгоценность» уверена: Петербург – лучшее место для хореографа. Дуато и руководство Михайловского театра рассчитывают, что Россия сможет приобрести права на все его балеты, поскольку срок этих прав в Мадриде истекает через год. Ставить в Испании мэтр зарекся. Дома он будет проводить каникулы, пить хорошее вино, но больше не хочет работать. Помимо петербургского стационара (оставив все пожитки в Мадриде и взяв с собой один чемодан, в городе на Неве Дуато предполагает жить постоянно) в его планах полтора десятка постановок в год по всему миру. Однако в следующем сезоне о Москве он тоже не забудет. В январе на сцене Большого театра представит одноактный балет в рамках проекта «Reflections», а в мае предстоит новая премьера в Московском музыкальном.