Кроме хорошей игры актеров, вообще – хороших актеров, в театре очень важно, чтобы еще и зритель проголосовал – руками, ногами, рублем, и не одним...
Сцена из спектакля Театра Антона Чехова «Смешанные чувства». Фото с сайта театра
На днях в беседе с корреспондентом «НГ» вице-мэр столицы Людмила Швецова, отвечая на вопрос о театрах и кризисе, вспомнила, как в начале 90-х, «когда говорили, что город живет, приводили показатели, сколько строится домов, сколько цветов посажено, дворы почищены, и всегда мы говорили, что, несмотря на то, что плохо, есть нечего, пустые прилавки, в Москве появляются новые спектакли. В Москве тогда вышло 18 премьер. В докризисное время выпускали по 200 премьер, в 2007-м – 160, но когда наступил кризис, московские театры выпустили в 2009 году 147 премьер. В 30-е годы, рассказывала мне Наталья Ильинична Сац, в Министерстве культуры говорили, что самый главный – это дровяной отдел, чтобы театры работали, нужно как минимум чтобы в театрах было тепло, а все остальное мы вытянем». Так вот с дровами и сегодня в театре, кажется, дела в порядке. Об итогах столичного театрального сезона – в одном из следующих номеров. А пока – о том, как переживают кризис частные театры, которые по идее должны были первыми откликнуться на кризис. «НГ» обратилась к ведущим отечественным антрепренерам и продюсерам частных театров с просьбой ответить на несколько вопросов:
1. Фиксируете ли вы падение сборов, посещаемости спектаклей, средней цены приобретенных билетов с момента начала кризиса (осени 2008 года)?
2. Какие меры вы принимали, чтобы сохранить рентабельность бизнеса? Что делали, чтобы удержать зрителя?
3. Выпускали ли в 2009 году премьеры? Когда планируете следующую?
4. Когда все показатели вернутся на докризисный уровень? Все ли частные театры, на ваш взгляд, переживут кризис?
Эльшан Мамедов, руководитель продюсерской компании «Независимый театральный проект»
1. Сборы, безусловно, упали, причем падение было волнообразным. Когда начался кризис, мы как раз выпускали спектакль – «Театр по правилам и без» по пьесе Майкла Фрейна. Это самый дорогой проект за всю историю нашей компании. Нас спасло то, что спектакль выпускался перед закрытием предыдущего сезона, и декорации и костюмы мы успели сделать до начала кризиса, то есть до начала осени. В сегодняшней ситуации выпустить такую махину было бы очень сложно. В «Театриуме на Серпуховке», где 14 октября 2008 года мы играли премьеру «Театра по правилам и без», в артистической курилке висел план спектаклей на октябрь – из 31-го запланированного спектакля, из которых 8 – наши, 8 были отменены. Тогда-то я и забил тревогу. Причем сначала все происходило, как и должно было происходить, – кризис выявлял сильнейших, и халтурные спектакли, которые я называю «звезда на фоне занавески», стали загибаться. Но потом события стали развиваться с точностью до наоборот. Из-за того, что кинопроцесс практически остановился, большинство актеров оказались свободными. Кто только мне не предлагал сотрудничество! Вспомнились все отложенные «до лучших времен» театральные проекты, все актерские мечты, «с полок» было снято все! И вот вам результат – появилось огромное количество наскоро слепленных спектаклей. Откройте «Театральную афишу» – премьера на премьере сидит и премьерой погоняет! Причем уровень спектаклей просто аховый, и это не вкусовые, а качественные, профессиональные критерии. Когда я вижу на сцене занавески из IKEA, меня начинает подташнивать. Когда выходят известные артисты и начинают грубо наяривать на сцене, как будто на дворе не второй век режиссерского театра, мне стыдно. Сейчас, я боюсь, произойдет страшное – регионы будут наводнены этими дешевым однодневками.
Второе, после октябрьского, падение произошло в апреле 2009 года. Хотя на Ladies'Night до сих пор не попасть. Залы мы по-прежнему собираем, просто приходится прикладывать больше усилий. Зрители сейчас тщательнее выбирают спектакли. В этой ситуации мы в выигрышном положении – все наши спектакли прозвучали до кризиса. Но мы сократили количество спектаклей. Если раньше в Москве мы играли 15–18 раз в месяц, то сейчас – 10–12. Хотя опять же тот же Ladies'Night как шел три раза в месяц, так и идет.
Гастроли мы не отменяли. Но когда мы планировали этот год, я перестраховался и поставил в план минимум гастролей. Если бы их было так много, как раньше, отмены, наверное, были бы. Очень сильный отток зрителей произошел в октябре и ноябре 2009 года в Санкт-Петербурге. В Выборгском дворце отменялись даже большие гастроли московских театров. Декабрьские гастроли прошли чуть лучше. Успешно прошли летние гастроли в Киеве, несмотря на то что параллельно с нами работал БДТ, а до нас отработали «Табакерка» и «Современник».
2. Цены на билеты мы не снижали, и я считаю это правильным, наши билеты не самые дорогие – в среднем от 300 до 2000 рублей. Каких-то мер по оптимизации издержек мы не принимали. Какие могут быть существенные меры? Сокращать гонорары артистам я не могу и не буду. Если пришла в негодность декорация, я не могу позволить себе ее не отремонтировать. Но, конечно, я буду договариваться с мастерскими, чтобы ремонт обошелся дешевле. Что касается дополнительных усилий по реализации билетов, то они выросли, так как после начала кризиса количество звонков в нашу кассу значительно увеличилось. Почему? Потому что люди теперь не хотят платить за бронь, за доставку, а в нашей кассе билеты можно купить без наценок.
3. Да, мы в 2009 году выпустили «антикризисную премьеру» – в спектакле «Папаши» по пьесе француза Давида Декка задействованы всего два актера – Михаил Полицеймако и Евгений Цыганов. Но сэкономить на декорациях так и не получилось. Зато актерские работы – супер! Тема спектакля, как выяснилось, очень актуальная. Развод, раздел имущества, дележка детей и т.д. И все это с точки зрения мужской психологии. Главные герои – молодые ребята. У каждого – ребенок, и каждый переживает от того, что в Рождество не поздравит своего ребенка, традиционно переодевшись Дедом Морозом. Спасаясь от одиночества, они решают встретить Рождество вместе – ровно в полночь выпить шампанского, позвонить детям и поздравить их с праздником. Позвонив одному из детей, они выясняют, что тот сидит дома совершенно один. И они устраивают ему праздник по телефону. Это очень смешная, трогательная и интонационно очень точно поставленная история. Мне все говорили, что пьеса на локальную тему, предрекали слабый интерес, но выяснилось, что мы с этой историей попали в очень широкую аудиторию. Но если в лучшие времена мы могли выпустить две премьеры в сезон, то сейчас мы себе такого позволить не можем.
4. Об этом не мне судить. Хотя предновогодние и новогодние продажи сильно удивили после резкого снижения покупательской активности начала сезона. Видимо, в связи с кризисом многие в этом году не ломанулись традиционно в египты и эмираты, а остались дома, потому что наблюдался невиданный дотоле интерес к январскому репертуару. Раньше в январе на послепраздничные спектакли был резкий спад посещаемости, в этом году все было наоборот. Или возьмем это лето. Вообще лето – тяжелое время для продажи билетов. В июне всегда наблюдалось падение интереса к театру. Именно с этим расчетом мы всегда планируем репертуар. Но такой катастрофы, как в этом году, не было никогда. Идут сплошные отмены, причем часто в репертуарных театрах. Мы ничего не отменяем, хотя, честно говоря, рассчитывали на другую посещаемость. Внятных объяснений не дает никто. Не буду заглядывать далеко вперед – не считаю себя вправе предсказывать будущее. Скажу одно – надо работать в любых условиях, надо думать, придумывать, напрягать интуицию.
Сергей Петрейков, главный режиссер театра «Квартет И», художественный руководитель «Другого театра»
1. Посещаемость в нашем театре не упала, цены на билеты мы не снижали, соответственно, и сборы остались на прежнем уровне. Небольшой спад был в апреле–мае 2009 года, но это скорее объясняется сезонным фактором (Пасха, майские праздники, дачи), чем кризисом. В сентябре и октябре 2009 года уже все нормализовалось, продажи были стопроцентными – в сентябре все было продано заранее, в октябре – чуть менее заранее.
Если говорить о «Другом театре», то там, наверное, да, некоторый спад есть┘ небольшой. Не больше 20%.
2. В самом начале сезона «повисели» месяц на билбордах. Результат – сентябрьские билеты зрители смели за неделю. А вообще, чтобы удержать зрителя, мы долго и с удовольствием придумываем хорошие спектакли, а потом их хорошо играем. Зритель это ценит, как показывает в том числе и касса.
3. «Квартет И» выпускает премьеры приблизительно раз в 2,5–3 года. Мы где-то год-полтора пишем пьесу, потом быстро (месяца полтора-два) репетируем, выпускаем, потом долго отдыхаем, чтобы новые мысли накопились. За новую пьесу мы принялись совсем недавно, поэтому в лучшем случае напишем к следующему сезону, а премьеру тогда выпустим не раньше ноября 2010 года┘ а скорее всего позже.
В «Другом театре» мы выпустили много премьер – «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и «Про баб» в конце сезона 2008/2009, «Лавстория», «Санта-Круз» и «КТО» – в начале сезона 2009/2010, на очереди – еще три названия, они выйдут во второй половине сезона.
4. А). Вероятно, после окончания кризиса. Б). Насчет частных – не знаю, но для театрального искусства было бы крайне полезно, если бы кризис не пережили некоторые государственные и муниципальные театры┘ а лучше – большинство.
Леонид Роберман, генеральный директор компании «Арт-Партнер XXI век»
1. Дело в том, что ситуацию нельзя рассматривать вообще, потому что наш рынок состоит из нескольких регионов, принципиально отличающих друг от друга, – это Москва, Санкт-Петербург и Россия. Падение началось с России, первые сигналы мы стали получать именно оттуда. Это было совершенно понятно, естественно и неудивительно. До Москвы эта волна докатилась примерно в апреле 2009 года. Апрель, май и первая половина июня были очень тяжелыми месяцами. Это был обвал. При этом если обвал в кино произошел сразу же, в считанные недели октября, то в театре это был чуть более длительный процесс, растянутый во времени.
Жизнь многовекторна, один из векторов – удовольствия. Должно было пройти некоторое время, чтобы кризис докатился и до этого вектора. Когда кризис только начинался, все начали судорожно решать, что же делать с деньгами – покупать ли машину, обменять ли на доллары, купить ли золото и т.д. Потом все немного пришли в себя, стало понятно, что неправильно, например, ездить в очень дорогие путешествия – не потому, что сейчас стало меньше денег, а так, на всякий случай. Люди стали решать для себя, на что им стоит тратить деньги, а на что не стоит, тратить деньги на театр или не тратить. Этот процесс естественен, и иначе быть не могло. За театром начинается уже хлеб, еда.
Те спектакли, которые у нас продавались на 100% всегда, продолжают продаваться на 100%, те, что продавались на 90%, стали продаваться на 70%, те, что на продавались на 70%, стали продаваться на 40%.
2. Я убежден, что кризис уже сыграл и еще сыграет свою положительную роль. И я уверен, что в нем больше положительного, чем отрицательного. Люди стали более осмотрительными, более разборчивыми, им напомнили, что в любой момент может произойти все что угодно. И, на мой взгляд, хоть в какой-то степени происходит переоценка ценностей и отношения людей к деньгам и к тому, на что эти деньги можно потратить. Что касается нас, мы, безусловно, сделали все, что должны были – снизили цены на билеты, ежемесячное число спектаклей (если какой-то спектакль играли два раза в месяц, стали играть раз в месяц). Цены на билеты снижали не для того, чтобы удержать зрителя, а потому, что такова реальность, потому что стало понятно, что сегодня семья не может потратить на билеты на один спектакль 5 тысяч рублей. Мы минимизировали расходы – буквально на все, на что могли. Начали с нашего склада, спросили себя, нужна ли нам такая площадь. Проанализировав рекламные расходы, отказались от размещения рекламы в двух журналах, от которой не было никакой отдачи, и увеличили рекламное присутствие на театральных кассах. Мы еще раз использовали кризис, чтобы проверить самих себя на плавучесть.
3. Мы выпустили «Территорию любви» с Еленой Яковлевой в главной роли, «Директора театра» с Игорем Костолевским (режиссер – Дмитрий Бертман, худрук «Геликон-Оперы»). Когда холодно, нельзя стоять на одном месте – нужно двигаться. Иначе замерзнешь. Поэтому мы стали работать активнее.
Кто-то переживет, кто-то нет. Это естественная селекция. На рынке сложилась ситуация, когда другие города стали брать либо очень дешевые спектакли, то, на чем можно рисковать, но риск будет минимальным, либо очень дорогие, но обеспеченные звездами и гарантирующие, что билеты будут проданы. Ушла вся середина – ее вымыло на какое-то время. Для некоторых компаний оказалось так, что выгоднее ничего не делать, чем делать что-то. Что касается нас, то сейчас положение не то что не ухудшилось – оно даже улучшилось по сравнению с докризисными временами.
Леонид Трушкин, основатель и художественный руководитель Театра Антона Чехова
Да, фиксируем.
Мы работаем с городскими кассами, вообще речь идет, конечно, о комплексе мер, не скажу, что они секретные, просто читателю они скорее всего будут неинтересны.
Мы планируем сыграть в декабре две премьеры, а все это время премьер у нас не было.
По поводу своего театра я не знаю, что уж говорить мне о других. Думаю, что театры никогда уже не вернутся на докризисный уровень, потому что проблемы – не только экономические, то есть по поводу происходящего у меня ощущения и ожидания очень плохие, в последнюю очередь это связано с экономическим кризисом.
Инна Воропаева, генеральный директор «Продюсерской компании Анатолия Воропаева»
1. До начала 2009 года мы не замечали падения сборов, почувствовали его только в феврале. Я думаю, что падение составило порядка 30%.
2. Цены на билеты мы не снижали, они у нас никогда не были высокими – от 400 до 2000 рублей. Понимая, что в кризис любителей театра стало меньше, мы сократили частоту показов. Спектаклей мы не закрывали. Отмен гастролей у нас не было, а если и были, то единичные случаи, с кризисом не связанные. Отмены чаще всего происходят потому, что региональные агентства, покупающие столичные спектакли для проката, иногда не умеют правильно оценить риски и в результате билеты не распродаются не потому, что у людей нет денег, а потому, что другое, более выдающееся событие перебило спектакль. С нами такого не случается, потому что мы уже давно работаем на рынке и все наши компаньоны – это профессионалы, которые стараются учитывать все риски.
3. Во время кризиса мы выпустили два новых спектакля – «Розыгрыш» с Татьяной Васильевой в главной роли и «Женитесь на мне» с Ларисой Удовиченко в главной роли.
4. Кто-то из коллег жалуется, кто-то говорит, что дела идут превосходно. Правда, как всегда, посередине. В Москве всегда было несколько антрепризных компаний, которые умеют распределять силы, знают, когда и что нужно ставить, знают свою целевую аудиторию и знают финансовые возможности своей целевой аудитории. Но этот круг очень-очень узок. В последнее время появилась масса антреприз с одним-двумя спектаклями – зрители даже не успевают их запомнить, как они исчезают. С одной стороны, сократилось число спектаклей и зрителей, но с другой стороны, артисты стали давать больше сроков. Мы знаем, что на хороший спектакль даже в кризисные времена – например, в 1998 году все было гораздо серьезнее – зрители всегда придут.