Лето 2010-го продолжает собирать урожай из фантастических историй. На сей раз пополнение в стане молодежных фэнтези-блокбастеров. После третьей части Сумеречной саги на экраны выходит фильм Джона Тёртлтауба «Ученик Чародея». Они похожи, в частности, в «Ученике» тоже романтизация киноповествования тесно переплетается с коммерческой сметливостью.
С самого начала «Ученик» не пытается прыгнуть выше головы, не рискует. Там четко продумано давление героев на зрителя, просчитан каждый шаг каждого персонажа, чтоб пробрать посетителя кинотеатра и так, и этак. Хоть в названии и заявлен главный герой – ученик Чародея (в исполнении молодой канадской звезды Джея Барушеля), главенствует он не повсеместно. Остается на подспорье, как истинный подмастерье. Ведущие ходы предусмотрительно распределены между мастерами постарше – в сражениях и погонях верховодят герои Николаса Кейджа (добрый волшебник Бальтазар Блейк) и Альфреда Молины (злой маг Максим Хорват). Памятуя о том, что даже черная магия подчиняется законам природного равновесия, режиссер все делает честь по чести. Не дает численного перевеса ни добрякам, ни злодеям. Против доброго ученика выставлен злой. Мужской состав уравновешен женским. Есть зрелая красавица-чародейка Вероника (Моника Беллуччи) и девушка-студентка, далекая от магии, в нее влюблен ученик доброго волшебника (Тереза Палмер).
Джон Тёртлтауб последователен – он снисходительно относится к своему зрителю и не забывает вовремя что-то объяснить, где-то дать подсказку. В начале фильма методично и кратко зритель вводится в курс дела – легкая пропедевтика на тему «Кто такой Мерлин и что с ним сталось». Так у человека, сидящего по ту сторону экрана, в зале, открываются глаза, и он в идеале должен посмотреть на мир иначе, с позиций режиссера, узреть сокрытое. Довериться и отправиться вслед за ним в современный Нью-Йорк, который и выбрал себе в качестве постоянного места жительства (недурной вкус, согласитесь) чародей Бальтазар. Он уже тысячу лет как ищет преемника – человека, в чьих жилах течет кровь великого Мерлина, а на досуге занимается торговлей, держит магазинчик со всяким волшебным хламом, который насобирал по всему свету во время своих бесплодных странствий.
Лавка чудес сделана с очевидной любовью. Вообще фильм отличается бережным обращением со всевозможными гаджетами, они в ответ исправно работают и помогают создавать атмосферу волшебства. Приглашая нас в мир древних заклинательных книг, в каждой по несколько десятков килограммов веса, магических ловушек «Гримхольд» (от английского grim hold – дословно «захват зловещего») в форме матрешек. На волшебство работают и городские пейзажные декорации. Неоднократно мелькает знаменитый дом с гаргульями – Крайслер-билдинг, замечательный образчик ар-деко, давно и прочно обосновавшийся в поп-культуре.
Не забывает Тёртлтауб и о внешней «отделке» героев. Каждый из волшебников – большой оригинал. Бальтазар любит сшитые вручную длинные кожаные плащи средневекового кроя. Хорват верен прекрасной эпохе и носит исключительно костюмы из 1920-х гг., котелки и пальто с меховой оторочкой. Вероника под стать Бальтазару одевается в платья из Средних веков – в пол, с завышенной талией. «Злой» ученик – отъявленный фрик на манер Дэвида Боуи, только помоложе лет на сорок. А добрый подмастерье и его подруга – обыкновенные студенты университета.
Забавно обходится режиссер с культовым персонажем злой волшебницы Морганы – главной противницы Мерлина. Он отнимает у злодейки легендарную красоту и превращает ее в озлобленную женщину с явными следами времени на лице. Ход довольно нетривиальный, учитывая, что обычно на эту роль утверждали первых красоток мирового кинематографа. Следующую Моргану, например, собирается сыграть Ева Грин.
В остальном Тёртлтауб действует традиционно, если не сказать больше. Ему не удается избежать штампов, возможно, он и не ставит себе такой задачи. В фильме проскальзывают высокопарные фразы про избранность. Случаются политкорректные цитаты диснеевских работ, что и понятно, уже название обязывает. Если отбросить волшебство, погони и сражения, остроумные шутки и вечную скорбь в глазах Кейджа, останется весьма стандартная история про то, как заурядный на первый взгляд человек постепенно проходит известный цикл –обретает веру в себя и спасает мир.