I Уральская индустриальная биеннале современного искусства пройдет в Екатеринбурге с 9 сентября по 10 октября. Ее организатор - Екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства, чей директор Алиса Прудникова стала комиссаром новоиспеченной биеннале. Прудникова ставит акцент не на «биеннале», а на «индустриальная» - как-никак речь о заводском мегаполисе. В кураторы пригласили Екатерину Деготь, критика Давида Риффа и Космина Костинаса, куратора Центра современного искусства (BAK) в Утрехте. Тема биеннале и название главного ее проекта, который развернут в здании бывшей типографии «Уральский рабочий», - «Ударники мобильных образов». Название отражает проблематику. Это сопоставление советского прошлого Екатеринбурга (бывшего Свердловска) c насильственно проводимой индустриализацией, сопоставление пространства той эпохи, сохранившегося в действующих и в заброшенных заводах, - с современным состоянием «перехода России к глобальному капитализму» (Давид Рифф). Все - через современное искусство.
Причем contemporary art представят на фоне «ударного» видео 30-х годов (фильм нидерландского кинодокументалиста Йориса Ивенса (1898-1989), снятый им в Магнитогорске), а также своего рода самодеятельной культуры, например, в виде старых советских календарей. Заявленные «мобильные образы» - это легкие в транспортировке видео, репродукции, инсталляции, созданные под дистанционным руководством художников. К числу последних относится и новая работа Ильи и Эмилии Кабаковых. Что конкретно - пока не говорят, обещая перформанс, который на открытии будет реализован актерами по полученной от Кабакова инструкции и, как привычно ожидать, с использованием инсталляции. Затем видеодокументация и инсталляция останутся на выставке. Среди других участников биеннале - Андрей Монастырский, Юрий Альберт, Сергей Братков, группа «Синие носы», а также художники из Германии, Соединенных Штатов, Израиля и из других стран. Кроме всего прочего, к биеннале приурочен международный симпозиум, посвященный проблемам современного искусства.
Как и главный проект, спецпроекты биеннале (курируемые Алисой Прудниковой) покажут в заводских зданиях. Так, среди прочего в здании Уральского завода тяжелого машиностроения можно будет посмотреть расписные заводские шкафчики, представляющие собой часть местной - индустриальной - культурной традиции. Проект другого плана представят лауреат «Инновации» и обладатель Премии Кандинского Владислав Ефимов и Сергей Леонтьев - речь идет о лайтбоксах с изображениями конструктивистских соцгородов. На камвольном комбинате покажут даблоидов, совместный проект Леонида Тишкова и работниц комбината (они шили даблоидов для театральных постановок Тишкова и, как и полагается на производстве, получали за это зарплату). Еще один из проектов, сильно завязанный на заводское пространство, сделает финская художница Пиа Линдман: стены здания завода по обработке цветных металлов, являющегося историческим памятником, безнадежно пропитались кислотой - художница, в свое время пережившая отравление ртутью, представит проект на тему преодоления. Помимо выставочных проектов, специальную концертную программу готовит Свердловская государственная академическая филармония (рабочие ведь слушали в перерывах музыку - вот вам современная реплика). В программе - классики и современники - Дмитрий Шостакович и Борис Филановский.
Комиссар биеннале Алиса Прудникова надеется, что событие поможет провести культурный взрыв изнутри и вдохновляется опытом Марата Гельмана в Перми. А худрук Государственного центра современного искусства в Москве Леонид Бажанов, отметив, что «эта территория чрезвычайно интересна, интеллектуально интересна (с университетом и с уникальной в России институцией - Академией современного искусства)», добавил, что распространение формата биеннале и триеннале может быть перспективным для России. Напомним, недавно завершилась I Южно-русская биеннале современного искусства в Ростове-на-Дону, а в будущем надеются организовать Северо-кавказскую триеннале.
Однако современное искусство в целом сейчас в большой опасности: скандальный суд над организаторами выставки «Запретное искусство-2006» Юрием Самодуровым и Андреем Ерофеевым продолжается, 12 июля будет вынесен приговор - от него зависит судьба современного искусства в России.