0
1303
Газета Культура Интернет-версия

08.07.2010 00:00:00

Царевич-лягушка

Тэги: райкин, актер, юбилей


райкин, актер, юбилей Творец, учитель, кумир, юбиляр.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Константин Райкин – народный артист России, художественный руководитель театра «Сатирикон», руководитель мастерской в Школе-студии МХАТ, педагог – наверняка легендарный, поскольку все уже знают, что как Райкин заботится о своих студентах, так сегодня или никто, или почти уже никто не заботится. Сегодня Райкину исполняется 60 лет.

10 лет назад летом, к юбилею Райкина, сыграли премьеру моноспектакля «Контрабас» по пьесе Патрика Зюскинда, «на огонек» зашел Владимир Путин. Его выступление как бы предварило собой подготовленный театром капустник.

Президент говорил хорошо, свежо, афористично. В его речи, как в игре хорошего актера, жесткая отрепетированность и внутренняя собранность не смогли затмить искренности высказывания. Было заметно, что речь сочинял сам, хотя речи, собственно, и не было – только точно подобранные слова... Путин вспоминал, что в его простой ленинградской семье стоило ему, ребенку, только пошевелиться, когда по телевизору показывали Аркадия Райкина, и он сразу же получал свое. И поэтому когда на телеэкране появился Райкин-младший, то к нему, по словам Путина, относились снисходительно. Под взрыв аплодисментов «стахановцем» назвал Путин Константина Райкина, создавшего вопреки обстоятельствам свой театр благодаря «пробивной силе таланта» (о «пробивной силе контрабаса» говорил герой Зюскинда). Для Райкина же в выступлении президента главными, показалось, были слова о том, что гениальный сын продолжает дело гениального отца. Соперничество с отцом – невольное – Райкин не то чтобы выигрывает. Нет, к этому он, конечно, сознательно никогда не стремился. Константин Райкин не роняет, оказывается достойным, продолжает дело не буквальным следованием традиции.

Нынешнюю «юбилейную» премьеру отложили на осень. Константин Райкин решил «и вспомнить былое», и продолжить поиски в давно любимом «жанре». Спектакль, которым 24 сентября откроется новый сезон «Сатирикона», называется «Константин Райкин. Вечер с Достоевским», и это – сценическое переложение «Записок из подполья» Достоевского в постановке Валерия Фокина. С Фокиным, как известно, Райкин знаком со времен еще Щукинского училища, в «Современнике» когда-то очень-очень давно на 5-м этаже, в репзале, шел спектакль «И пойду!.. И пойду!..», где играли Райкин и Авангард Леонтьев, спектакль по Достоевскому – по «Сну смешного человека» и этим самым подпольным «Запискам».

Райкин – редкий актер крайностей, жизнь на краю, исступление он играет так, что этот самый край, ужас небытия и быта ужасного, не оставляющего никаких надежд, материализуется в его глазах. Он – редкий случай, – играя злодеев, всегда оставляет место для сочувствия. Тодеро – жалко, да и Ричарда его – немного тоже.

Послужной список Райкина, список сыгранных ролей невозможно сегодня проглядывать без восхищения. Ну, вот: в «Современнике» он с 1971-го по 1981-й, 10 лет, за которые сыграл 38 ролей, из них 15 – главных. Главные – это в «Валентине и Валентине», в уже названном «И пойду!.. И пойду!..», «Балалайкин и К», «Монумент», легендарная «12 ночь» с Мариной Нееловой, но среди неглавных невозможно забыть его, кто видел – не забудет никогда, как Райкин играл в детском утреннике про принцессу и дровосека, играл всего лишь лягушку. Но как!

Так же – поверить невозможно – он играл в «Маугли» в только-только зарождавшейся тогда Студии Табакова, взбегая чуть ли не до потолка по отвесной стене.

Он ушел к отцу (все и всегда говорят про великого отца Райкина – Аркадия Исааковича, это справедливо, но в театре Райкина-отца протагонист был он один, а жена его, Тома, была очень хорошей актрисой, она на сцене как бы оттеняла его бушующую мощь), и многие тогда подумали: ну, ясно, на тепленькое место, тем более что здоровье старшего Райкина становилось все хуже, силы уходили. Первые спектакли на новом месте были слабее того, что он делал в «Современнике»: после главных ролей – какие-то этюды в моноспектакле «Давай, Артист!».

А потом, в конце 80-х, вышли «Служанки» Виктюка, потом – «Великолепный рогоносец», «Превращение». Виктюк, Фоменко и Фокин переломили отношение и к спектаклям, которые ставил сам Райкин. Но он не боялся и после того приглашать других: в «Сатириконе» ставил и Роберт Стуруа, своим здесь стал Юрий Бутусов.

Мало снимаясь в кино, Райкин все силы, время все, почти без остатка долго отдавал только театру, теперь делит – между театром и студентами. Наверное, можно назвать его фанатиком театра. Но не эгоистом, именно глядя на то, как он носится со своими учениками. Сперва казалось – ну, нашел себе новую игрушку, вот и радуется, влюблен был в весь свой первый курс, но потом набрал следующий – любовь только крепче стала. С новым выпуском играет в одном спектакле: выпускал дипломный спектакль и в нем сыграл главную роль, играет сам со вкусом (Островский – любимый его автор!) и – тут же видно – радуется, влюбленными глазами смотрит, не нарадуется на своих учеников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1480
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1689
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1793
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4114

Другие новости