Под фестиваль отведен Михайловский сад, тема выставки-конкурса «Французский сад на берегах Невы», предполагавший историю и традиции французского садово-паркового искусства. Номинации две: «Королевские сады» и «Сады Республики». Демонстрировались работы восемнадцати конкурсантов и пять внеконкурсных композиций.
Погода на берегах Невы внесла свой дождливый акцент в тему французских садов, сдвинув сроки проведения, да и во время фестиваля не баловала. Хотя, конечно, собственно растения, как правило, к воде благосклонны, но вот дизайнерские изыски, в числе которых оказалась павлинья пара у фонтанчика на фоне фанерного фасада, подмокли. Может, оттого раздраженно таскавший свой шлейф павлин так и не соизволил, несмотря не постоянные уговоры, его раскрыть. Более адекватных погоде рыб в прудах не оказалось. О комфорте и долговременности компонентов композиций задумывались не слишком, что создало ощущение одноразовости – многие растения за время фестиваля подвяли.
В результате специальную грамоту «за высокую эстетику эмоций» заработал петербургский ИД «Землевладелец Северо-Запада» за «Уроки от Природы». Детская площадка, с песочницей, разнообразными качелями и обособленная от основного парка - выигрышное место. В прошлом году здесь располагался Маленький принц, с розой, телескопом, пушкой┘ В этом году керамические павлины и маленький замок на газоне, а напротив «дачно-сельский» домик, где детвора обнаружила пушистых черных домового и домовенка (на домике надпись, что продается за 15 тыс – в этом году композиции более утилитарные, чем выставочные), смешные муравьи, которые тащат цветочные ящики.
Победители в большинстве из Петербурга. В номинации «Королевские сады» I место – объединение «Сакура» за «Сад Конвента». Странного удовольствия композиция с гильотиной, под лезвием которой довольно натуралистично изображал кровь красный душистый табачок. Переход от разрушенной цивилизации, с колоннами, засыпанными песком и разбитыми плитами к плотной кирпичной кладке – тоже, впрочем, разваленной ногами зрителей. II место – мастерская Сени Веревкина за «Уроки французского»: рисунок разноцветного гравия, золотистая металлическая сетка. III место – Студия «Архитектура Живой формы» (Москва) – «Философия времени» с бордовыми тканевыми столбиками. «Королевская» тема явно не задалась┘
В «Садах Республики» I место – «Домашний оазис» с «Уголком Прованса». Двуспальная кровать – грядка салата с подушками гвоздик, мебель, прорастающая цветами, и ситцевое белье в цветочек на веревках. Дачно-деревенское благодушие. II место –«Константа-парк» и «Мастерская ландшафтных форм». «Прекрасная эпоха» - три лодки у мостков среди маков-бабочек (на газоне, а не воде) - на троих можно сообразить красиво. III место – Древесный питомник «Лорберг» (Германия) с композицией «Живерни». Обрамленный яблоневыми шпалерами, где одновременно цветы, яблочки размером с мелкий шиповник и обычные, но надкушенные или поклеванные, вход на цветочную лужайку, очень точно и тонко переливающуюся в картину (чистый импрессионизм).
Остальные композиции тоже обнаруживали фантазию и стиль, но в разной мере. С белого мостика словно только что ветром в цветочный водоем унесло зонтик – то ли мима, то ли мадемуазель... Кафе у виноградника, с полузакопанной в землю бутылью и полумесяцем сыра (наверное, у жюри не было аппетита). Клумба-бабочка из базилика-петрушки, салата-ревеня, с доминантой столика с тыквой-баклажанами. Прикладные композиции – интерьер кафе, подсветка магазина цветов, мангал. Олени, один из которых этим мангалом и оказался, сразу после объявления итогов конкурса остались без травы и цветов (похоже, в этом году участники ориентировались только на жюри, даже рекламных флаерсов и буклетов почти не было). Публика все равно впечатлялась металлическими извивами объема и рьяно фотографировалась (примерить рога – ни оленьи, ни рядом притаившегося лося – никто не решился). Вырезанные из фанеры, как у фотографов в туристско-пляжных точках, короли-королевы-философы. Дверь в Париж, с рекламой собственного адреса, за дверью которого Эйфелева башня, на которую рысит вереница крысят в завитушках, в саду со стеклянными растениями. Сад будущего с одуряющего запаха лилиями на белых тканевых столбах. Совмещенные планы Парижа и Петербурга.
Вне конкурса выступали мощные государственные компании. Принцесса Кентская лично высаживала тюдоровскую розу в переплетения узора из белой мраморной крошки и красных лепестков (удивительно, сколько усилий приходится прилагать садоводам, чтобы культивировать как сортовые качества то, что само собой возникает в природе). Самой стильной выглядела композиция «Видеть красный», навеянная французам Маяковским: холмики красных цветов и розовых щепок, в один врыта скамейка, на которой аквариум, в нем с часами и жуком – тоже холмики и скамейка с аквариумом┘ А еще вне конкурса шли постоянные обитатели сада: подростки-утята под мостиком Росси, зяблики, которые были так близко, словно собирались поклевать с ладони (с помятым крылом – похоже, удрал из королевского птичника).
Сопровождающая программа от фехтования (мушкетеры) до чайной церемонии (во Франции тоже увлекались Японией), кузнецы, рисовальщики, музыкальные программы (не обязательно про Францию). Хотя когда по саду истошно орет динамик «нон, рье до рьян», не до стиля. Шатер-синематека с программой фильмов – художественных, документальных, записей концертов знаменитых исполнителей (темы Франция и парки). В Садовом вестибюле Михайловского дворца выставка «Версальские грезы Александра Бенуа»: «Мир искусства», Версаль, король-солнце (балетный крен), графика в акварели, эскизы маслом – три взгляда художника, с интервалом около десятилетия – но это рубеж и начало ХХ века. В Мраморном дворце (через Марсово поле, но там есть Зимний сад) «Цветы в картинах», всего полтора десятка работ, но цветочное изобилие и разнообразие. А еще соседство уже открытых выставок Кончаловского (с сиренью) и Левитана (поэта природы). В общем, искусство не ждет милостей от природы.