0
1002
Газета Культура Интернет-версия

01.07.2010 00:00:00

Возвращение небылицы

Тэги: театр, екатеринбург, коляда


Человеку с фамилией Коляда судьба должна была нашептать, что суждена ему дорога в театр. Так и случилось с Николаем Колядой, который начал свою карьеру как актер, а потом увлекся драматургией и режиссурой. Сегодня он известен, пьесы его идут по всей стране. Его частный «Коляда-театр», им созданный и им же финансируемый, ездит с гастролями по всей стране, выезжает за рубеж, выдвигается чуть ли не каждый сезон на «Золотую маску».

Став известным, Николай Коляда не поменял родной Екатеринбург на столицу. С актерами они отвоевали здание: правда, обжитой прежде подвал власти отобрали, но под давлением общественности дали новое помещение. Театр въехал в деревянный дом отставного военного Маева. Здание стояло в реестре тех, что являются памятниками архитектуры XIX века, но погибало. Актеры всё привели в порядок своими силами, встроили сцену на 60 мест, провели водопровод.

Спектакли идут в этом доме, похожем на большую избу, здесь же устраиваются и банкеты, особые, колядовские. Прямо на улице перед театром, соблюдая все правила пожарной безопасности, устанавливают казан и готовят плов.

У театра свой фестиваль «Коляда-plays», который с 2008 года стал ежегодным. Состоялся теафорум и в 2010-м, и в последнюю жаркую уральскую неделю июня в Екатеринбург съехались из самых разных городов России, ближнего и дальнего зарубежья театры, которые поставили спектакли по пьесам самого Коляды и его учеников. В этом году театр «С улицы роз» из Кишинева показал спектакль по пьесе Василия Сигарева «Божьи коровки возвращаются на землю», Пензенский театр юного зрителя – по пьесе Владимира Зуева «Мамочки», омский «Пятый театр» привез моноспектакль по пьесе того же драматурга «Детский мир», а студенты Коляды (второй курс отделения «Актер драматического театра» ЕГТИ) показали спектакль «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева.

В кулуарах фестиваля шутили, что этот фестиваль не имени Коляды, а его ученицы, новой звезды в драматургии Ярославы Пулинович. Лысьвенский театр имени Анатолия Савина из Пермского края показал спектакль по ее пьесе «За линией». Ее другую пьесу «Наташина мечта» представили сразу два театра: Вологодский театр для детей и молодежи и Московский центр драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина. Также на фестиваль приехал Курганский театр драмы со спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лескова, а инсценировку сделала все та же Пулинович. Театр-студия Александра Гончарука из Омска показал спектакль опять же по ее пьесе «Я не вернусь». В 22 года получить молодому автору столь щедрый подарок от учителя, согласимся, не так плохо.

Конечно, в афише фестиваля не забыли об отце-основателе. Театры из Новосибирска «Глобус» и «Старый дом», Бишкека (Кыргызстан), Орска, Перми, Лодзя (Польша), Верхней Салды (Свердловская область) показали свое понимание драматургии Николая Коляды.

Однако свою благородную миссию учителя, открывающего своих учеников театральному сообществу, этот человек-оркестр разворачивает в разных направлениях. Пьесу «Фронтовичка» Анны Батуриной, победившей в драматургическом конкурсе «Евразия», в 2010 году Коляда решил поставить сам, и этот спектакль стал одним из самых ярких событий фестиваля.

Коляда любит в свои спектакли задействовать массовку. Он объясняет это тем, что надо всех занять. Но такое «техническое» объяснение отдает лукавством. Ему все время необходим, что называли в Древней Греции, Хор, но только не тот величественный, а наш, славянский, иногда безбашенный, тоскующий по празднику, а иногда причитающий и плачущий от непосильной доли.

В спектакле «Фронтовичка» в малом пространстве «Коляда-театра» заняты 20 человек, поэтому создается эффект густонаселенного спектакля. Этот Хор вышел из стен послевоенных пьяных бараков, советской публичности, в которой нет права на интимное, сокровенное. Они рассматривают жизнь вернувшейся с войны Марии Петровны Небылицы (Ирина Плесняева), которая могла бы стать и девушкой мечты своего возлюбленного, и Марикой Рок – звездой немецкого кинематографа тех лет. Коляда встраивает в спектакль кадры из знаменитого фильма на контрасте с убогой послевоенной жизнью. И, наблюдая за судьбой Марии Небылицы, которая преподает хореографию в ДК имени Розы Люксембург, мы видим, как агрессивной реальностью убивается ее женская и артистическая судьба. Она должна стать такой, как все, уйти, раствориться в этом советском коммунальном Хоре. Такую точку, точнее – многоточие ставит в финале Коляда в пьесе своей ученицы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1890
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1191
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
879
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1170

Другие новости