Ректор Санкт-Петербургской консерватории Сергей Стадлер в числе других будет судить конкурсантов.
Фото с официального сайта Министерства культуры РФ
В конце ноября в Москве пройдет финальный этап Первого Всероссийского музыкального конкурса. Конкурс проводится по инициативе Министерства культуры и призван возродить некогда высокий статус национального соревнования музыкантов.
На сегодняшний день в России проводится около 90 музыкальных конкурсов, которые имеют статус всеросcийского, и, собственно, только это их объединяет. В то время как условия, количество туров, программа, требования и как следствие – уровень лауреатов настолько различны, что сам статус сильно девальвировался. Как рубль в 98-м. И если отечественные профессионалы, зная специфику, чувствуют разницу между состязанием, скажем, в Волгограде или Рязани, то для западного музыканта и то, и другое – один и тот же звук, как правило, пустой.
Поэтому Министерство культуры поставило перед собой задачу вернуть статусу лауреата всероссийского конкурса былой вес и выступило с неожиданной, но, в общем, закономерной инициативой. Было решено создать новый, образцовый конкурс. В качестве модели для него была выбрана советская модель всесоюзного конкурса – того самого, что служил своего рода отборочным для музыкантов, намеревающихся принять участие в Конкурсе имени Чайковского: лауреаты национального конкурса допускались к участию в международном. Вначале у организаторов даже была мысль повторить именно это условие, но от нее быстро отказались: во-первых, не исключено, что многие музыканты, которые готовятся к конкурсу Чайковского, не станут участвовать во всероссийском (а насильно не заставишь, у нас ведь демократия), да и вообще подобные правила нужно вводить постепенно, а во-вторых, гипотетически можно предположить, что российские участники, пусть и лауреаты внутреннего конкурса, окажутся слабее иностранных. Поэтому отбор на Конкурс имени Чайковского все музыканты будут проходить на общих условиях.
К тому же, создавая условия для организации нового конкурса, Министерство культуры теперь имеет основание не поддерживать десятки «расплодившихся» конкурсов, не ущемляя при этом ни музыкантов, ни регионы. Всероссийский конкурс охватывает 14 специальностей – от фортепиано до арфы или дирижирования, и будет организован циклами. Так, первый конкурс проводится, конечно, по специальностям Конкурса имени Чайковского: фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение. На следующий год пойдут, скажем, духовые инструменты, затем народные и так далее – чтобы через четыре года вновь вернуться к первым четырем. Конкурс будет проходить в два этапа: отборочный в центрах всех федеральных округов и финальный в Москве. В течение осени специальная комиссия будет прослушивать участников в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Якутске, Владивостоке, Кисловодске, Нальчике и Ростове-на-Дону. На последнем заседании оргкомитета были определены члены и председатели жюри. Принципиально оно состоит из пяти членов, по двое из них представляют Москву и Санкт-Петербург, один – регион, в котором проводится отбор. Жюри на первом этапе возглавят Андрей Диев (фортепиано), Алексей Кошванец (скрипка), Кирилл Родин (виолончель) и Юрий Григорьев (сольное пение). Председателями жюри на финальном этапе станут Николай Петров, Сергей Стадлер, Мария Чайковская и Лариса Гергиева. Как отметил Алексей Шалашов, специально обсуждался на оргкомитете вопрос об участии в жюри специалистов по смежным специальностям – скажем, композиторов или дирижеров.
На Всероссийском конкурсе будет опробована 25-балльная система голосования, которая применяется на ведущих западных конкурсах: баллы заносятся каждым членом жюри в индивидуальный бюллетень, затем ответственный секретарь обрабатывает результаты. Цифры заносятся в электронную базу, вычисляется среднее арифметическое и так далее. Если оценка члена жюри расходится с полученным результатом на три балла и более в ту или иную сторону, то производится повторный расчет, при котором эта оценка не учитывается, повторное голосование при этом невозможно.