0
1086
Газета Культура Интернет-версия

29.06.2010 00:00:00

Нельзя отнимать то, что принадлежит другим

Тэги: музыка, конкурс, чайковский


музыка, конкурс, чайковский Знаменитого логотипа конкурса имени Чайковского больше не будет.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Завтра в Министерстве культуры РФ состоится очередное заседание организационного комитета XIV Международного конкурса имени П.И.Чайковского. Один из пунктов повестки дня – проведение конкурса в двух городах: Москве и Санкт-Петербурге. Музыкальное сообщество в недоумении.

В пятницу автору этих строк удалось задать вопрос о вероятности разделения конкурса начальнику департамента государственной поддержки искусства, народного творчества и международных связей Алексею Алексеевичу Шалашову – этот вопрос будет решаться на оргкомитете 30 июня. Таким образом были развеяны последние сомнения относительно того, что этот, в общем, слух – чья-то неудачная шутка.

Мы не будет касаться вопроса о количестве подобных примеров, уже реализованных – они и так известны, начиная от Конституционного суда и заканчивая дорогостоящими попытками отобрать у Москвы функции Международного фестивального центра, основав Санкт-Петербургский международный кинофорум (кстати, с потрясающим бюджетом). Последний пример, в общем, вполне приемлем – ведь не стали же, скажем, часть конкурсной программы Московского кинофестиваля переносить, а организовали свой собственный. Никаких претензий.

Попробуем предположить, в связи с чем вообще встал вопрос о проведении конкурса имени Чайковского в двух городах? Самым разумным ответом будет: потому что хочется. Кому? На поверхности – председателю оргкомитета Валерию Гергиеву, а быть может, еще и каким-нибудь заинтересованным в нецелевой растрате государственных денег лицам. Но сказать общественности «нам так хочется», конечно, нельзя: она возмутится. Поэтому надо искать обходные и убедительные доводы. Итак, какое у нас самое больное место? Большой зал консерватории. Его месяц назад закрыли на реконструкцию, и как она будет проводиться, пока неизвестно – в консерватории еще только планируют поделиться информацией с прессой. Очевидно, питерский вариант в случае принятия положительного решения по «разделу» будет подготовлен на случай «отхода»: две специальности проведут в Москве, две – в Санкт-Петербурге. Или Санкт-Петербург выиграет со счетом 1:3 (в любую сторону, здесь ведь даже одно очко – выигрыш).

Но даже если гипотетически предположить, что Большой зал не откроют, нет повода задействовать соседей. Для проведения финальных прослушиваний можно было бы использовать Концертный зал имени Чайковского, Светлановский в Доме музыки, Колонный зал – здесь, собственно, всегда и проходят третьи туры. Остаются Концертный зал Академии имени Гнесиных и даже новая сцена Большого театра. На первом туре пианистов можно было бы слушать в Малом зале консерватории – он не такой вместительный, но более чем пригодный. Думаю, что подобные «расклады» есть у любого члена оргкомитета конкурса. Пожалуй, кроме Александра Сергеевича Соколова, который, как ректор, кровно заинтересован в плановом завершении реконструкции и традиционном проведении конкурса в консерватории.

Кстати, формально – точнее визуально – конкурс у Москвы уже отняли. Речь идет о новом логотипе, из которого исчезла традиционная эмблема с изображением памятника Чайковскому, что входит в архитектурный комплекс консерватории. А появилась ненавязчивая спиралька из пяти разноцветных полосочек, которая могла бы стать логотипом все равно чего, ибо к музыке (помимо количества линеек) логотип отношения не имеет. А еще внутренняя полосочка заворачивается так, словно не дорисовали скрипичный ключ. Но чтобы это считать, нужно хорошенько приглядеться. Грядущий конкурс имени Чайковского, боюсь, потребует такого же пристального вглядывания – чтобы разглядеть в нем возрожденные (и укрепленные) традиции, как это декларировал до сегодняшнего дня председатель оргкомитета.

Стоит при этом коснуться и материальной стороны дела. Во сколько раз должен увеличиться бюджет, чтобы создать две дирекции, две церемонии открытия и две – закрытия (то же количество банкетов) и даже обеспечить такую малость, как постоянное курсирование туда-сюда лиц, которые должны по статусу присутствовать то тут, то там, и прочее?

А моральной? Ведь конкурс – не только собственно состязание, но и знакомства, общение, культурный обмен. А выйдет, что участники, скажем, из Европы и Америки, за которых так активно борется оргкомитет, друг с другом так и не увидятся. Уж умолчим, как себя будут чувствовать лауреаты, они так и не смогут почувствовать общий праздник, сиротки. В последнюю очередь авторов идеи интересует вопрос работы прессы: не каждая газета, например, имеет собственного корреспондента в Петербурге, к тому же большинство московских журналистов стараются посетить все специальности, да и вообще всегда с нетерпением ждут каждого конкурса, специально не планируют на июнь отпуск и так далее. Нам, конечно, могут сказать про экраны, Интернет и прочие радости века технического прогресса, но это мало кого убеждает.

И, наконец, последнее. Международный конкурс имени Чайковского существует уже более полувека, и вся его насыщенная – радостная, трогательная, скандальная, триумфальная – история связана с Москвой. И если так сильно хочется – придумайте свой, альтернативный конкурс, уверена – инициативу поддержат. Но нельзя отбирать то, что принадлежит другим. По праву.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1855
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3853
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2896
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2368

Другие новости